Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГЛМ и другие
  4.  В Нижнем Новгороде прошла конференция о специфике атрибуции музейных предметов

В Нижнем Новгороде прошла конференция о специфике атрибуции музейных предметов

1 Ноября 2019 г.

«Литературно-мемориальный музей: специфика атрибуции и интерпретации культурных ценностей»

В мемориальной квартире М. Горького в Нижнем Новгороде 22 октября 2019 года собрались представители музейного сообщества для обсуждения вопросов атрибуции и проблем интерпретации культурных ценностей. Конференцию, приуроченную к 110-летию создателя горьковского музея Н. А. Забурдаева, открыла директор Государственного музея А. М. Горького Лариса Моторина, обратившая внимание на необходимость подобных встреч и профессионального обсуждения стоящих перед всеми литературными музеями России задач.
Государственный музей истории российской литературы представлял заместитель директора по научной работе Эрнест Орлов, открывший конференцию докладом «„Сахалинская“ коллекция А. П. Чехова: проблемы атрибуции» о продолжающемся на протяжении десятилетий изучении уникальных фотографий, привезенных Чеховым из путешествия на Сахалин и на Восток.

Материалы фондовых коллекций Государственного музея А. М. Горького стали объектами детального изучения для сотрудников музея, представивших на конференции результаты своих исследований: о книгах итальянских авторов из библиотеки Пешковых рассказывала Евгения Волковых, об альбоме Московского камерного театра и горьковских постановках говорила Евгения Уткина, об альбоме художников Палеха и взаимодействии с ними М. Горького поведала Наталья Шубина. Предметом пристального историко-культурного исследования Елены Агафоновой стали более трехсот открыток на политические темы начала ХХ столетия, упоминаемые, кстати, и в романе Горького «Клим Самгин» (их собирает заглавный герой). Работы нижегородских фотохудожников рубежа XIX–XX веков, в первую очередь А. О. Карелина и М. П. Дмитриева, в соотнесении с автобиографическими, эпистолярными и художественными текстами М. Горького послужили материалом для очень яркого доклада Натальи Крашенниковой.

Не секрет, что подготовка новых выставок служит более детальному изучению коллекции, а иногда и ее пополнению. Так, об экспозиционной интерпретации эскизов В. Мазанова к повести М. Горького «Мать» рассказывала Татьяна Алексеева, а о собирательской работе музея в театрах России в связи с подготовкой выставки «Дачники» в своем дебютном докладе поведала Ксения Гусева.

Проблема сохранения и изучения истории мест, связанных с именем Горького, была затронута в выступлениях Елены Кутьиной (Народный исторический музей Спасского муниципального района Нижегородской области) «Наследие Прозоровских в Спасском историческом музее»; Татьяны Казниной (Мемориальный музей А. М. Горького в Арзамасе) «К истории дома Подсосовых в Арзамасе. Новые сведения о его истории» и Тамары Шухаревой — о биографии дома Кашириных в работах создателей музея и интерпретациях современных исследователей на основе архивных материалов и литературных источников.

Обращение к трудам основателей музея и осмыслению их идей в новое время было посвящено выступление Аллы Лебедевой «От замыслов к реализации. В. А. Рымарь — первая заведующая Музеем-квартирой А. М. Горького».

Новые технологии, неизменно вторгающиеся в привычную жизнь музеев, стали предметом рассмотрения в сообщениях Анны Талановой (Нижегородский госуниверситет имени Н. И. Лобачевского) «Платформа ARTEFACT как способ продвижения музея», Марины Фёдоровой (Литературно-мемориальный музей имени А. П. Гайдара, Арзамас) «Опыт работы на платформе ARTEFACT в рамках федерального проекта „Цифровая культура“» и Юлии Крючковой (Мемориальный музей В. П. Чкалова, Чкаловск) «Информационные технологии в деятельности мемориального музея В. П. Чкалова при работе с детской аудиторией».

В завершение конференции о межмузейном выставочном проекте « От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль», проводимом под эгидой Ассоциации литературных музеев России, как о способе интерпретации и неканонического представления литературного материала рассказал Эрнест Орлов, куратор и автор концепции этого проекта, в котором наряду с семнадцатью музеями принимает участие и Государственный музей А. М.

Возврат к списку