Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Творческий вечер Гарри Бардина прошел в Доме-музее А. И. Герцена

Творческий вечер Гарри Бардина прошел в Доме-музее А. И. Герцена

3 Августа 2019 г.

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

11 июля 2019 года в Доме-музее А. И. Герцена прошла встреча с Гарри Бардиным, художником, режиссером-мультипликатором, сценаристом и актером.

Гостей приветствовала заведующая отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом-музей А. И. Герцена» Ирена Александровна Желвакова. Она напомнила, что Гарри Яковлевич – давний друг музея, а его мультипликационные фильмы не раз удостаивались премии «Ника» и даже становились обладателями Золотой пальмовой ветви в Каннах. Гарри Бардин в этот раз показал собравшимся несколько прежних своих работ, а также новых – в частности, «Болеро 17», анимационную картину, основанную на оркестровом произведении Мориса Равеля.

Гарри Яковлевич отвечал на вопросы зрителей и рассказывал разные истории о создании своих знаменитых лент.

Например, в 1990-е годы режиссер начал искать деньги на финансирование очередного анимационного проекта. И увидел по телевизору, как Г. Э. Бурбулис — второй человек тогда во власти после Ельцина, — принимал в Кремле актрису из сериала «Богатые тоже плачут», Веронику Кастро. Бардин позвонил в администрацию президента, ему ответили, что Бурбулис занят. Гарри Яковлевич сказал: «Если у него нашлось время для второразрядной актрисы Вероники Кастро, то для перворазрядного отечественного режиссера тем более время найдется», и оставил свой телефон. Бурбулис перезвонил через 15 минут и пригласил Бардина в Кремль седьмого ноября. Режиссер вспоминает, как пробирался сквозь митингующую толпу, Красная площадь была перекрыта грузовиками с большими бетонными плитами: «Как только я попытался пройти между грузовиками, тут же возник милиционер:

— Вы куда?
— Я в Кремль к Бурбулису.
Он меня передал следующему.
— Товарищ лейтенант, к Бурбулису.
Следующий следующему.
— Товарищ капитан, к Бурбулису.
Последний докладывал уже:
— Товарищ полковник, к Бурбулису!
И вот Кремлевские куранты бьют двенадцать. И я, бывший провинциальный мальчик, иду седьмого ноября по брусчатке Красной площади к Спасским воротам в сопровождении подполковника. Доходим. Подполковник спрашивает у охранника:
— Посмотри в журнале. Есть там Бардин к Бурбулису?
— Есть, — отвечает охранник.
Подполковник спрашивает у меня:
— Разрешите идти?
И я, милостиво махнув рукой, разрешаю.
— Свободны!

У меня ощущение: жизнь удалась!» - в неподражаемом стиле рассказывал Гарри Яковлевич. После того разговора, когда Бардин два часа говорил с чиновником не только о своей студии и мультипликации, но и вообще о кино, режиссеру в первый же рабочий день позвонили из Госкино, и началось финансирование. В подтверждение своего рассказа Гарри Бардин показал зрителям в музее Герцена свой фильм «Кот в сапогах».

Оказалось, люди на улице узнают Бардина по знаменитому «Летучему кораблю»: «Когда я сажусь в такси, а водитель говорит: „У вас лицо знакомое! Вы снимаете мультики?“ — я отвечаю: „Да“. „А назовите Ваш самый любимый?“ Я говорю — „Летучий корабль“. Водитель сразу кричит: „Как, неужели вы еще живы!“», - смеется Гарри Яковлевич.

Творчество Бардина неразрывно связано с классической и академической музыкой, и в этой сфере у него есть выдающиеся почитатели. Рассказывая о своем фильме «Чуча-3», где использована «Кармен-сюита», Бардин поведал историю знакомства с Владимиром Спиваковым (который не только записывал для Бардина партитуру, но и поучаствовал в озвучивании одного мультфильма), а также с Родионом Щедриным и Майей Плисецкой. Приобретя права на исполнение музыки Щедрина, режиссер решил позвонить композитору и сообщить о своем проекте – «из этических соображений». Щедрин и Плисецкая оказались поклонниками Бардина, а Майя Михайловна стала еще и первой зрительницей готового фильма. «Я арендовал зал для просмотра, – вспоминает Гарри Бардин, – но в суматохе забыл заказать пропуск. Охранник долго не хотел открывать шлагбаум, тогда я ему сказал: „Там в машине сама Майя Плисецкая! “ Он посмотрел в лобовое стекло и, открыв рот от изумления, пропустил, конечно, нашу машину». Во время показа Майя Михайловна смотрела на экран, а Бардин — на нее, наблюдая за мимикой и реакцией. «Она очень непосредственно, совсем как ребенок, с живыми эмоциями смотрела фильм, и когда ей было весело, толкала меня в бок, словно забывая, что я и есть режиссер. Когда зажегся свет, она сказал только одно слово: „Браво!“», – рассказал Бардин. Ему потом звонил Щедрин: «Что ты сделал с моей женой? Она два часа мне рассказывала о фильме и все остановиться не могла!» Диск с «Чучей» автор фильма, конечно, им потом подарил. Последний раз режиссер увиделся с Плисецкой, когда привез показать «Гадкого утенка» и спросил, интересно ли ей опять смотреть про лебедя. Майя Михайловна ответила, что сколько ни было у нее про лебедей, а бардинский фильм посмотреть все равно интересно. «Для меня счастье — слышать такие отзывы от таких людей», – признался режиссер. Вечер продолжился просмотром «Адажио»: этот фильм, посвященный вопросам толерантности, в своей видеотеке в свое время пожелали иметь и Папа Римский, и Патриарх.

Екатерина Ченчиковская, Константин Чупринин

Фото: © Тимур Гольдман

Возврат к списку