Новости

Проект «Московский экскурсовод» в ГМИРЛИ имени В.И. Даля

7 мая 2019

С января по апрель 2019 года в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля проходили занятия для участников проекта «Московский экскурсовод».


Цель занятий — дать участникам проекта наиболее полное представление о работе экскурсовода на литературной экспозиции, а также обучить навыкам проведения пешеходных литературных экскурсий. В музее занимались ученики двух школ — ГБОУ «Школа № 1359 имени авиаконструктора М. Л. Миля» (9–10 классы) и ГБОУ «Школа № 2005» (8–9 классы).

Работа со школьниками была построена таким образом, чтобы в активе у ребят оказалась не просто подготовленная экскурсия, а умение работать над ней. Они прошли все этапы подготовки экскурсии: от выбора темы до готового устного текста, сопровождаемого нужными документами (карточка объекта показа, контрольный текст экскурсии, портфель экскурсовода).

Уникальной особенностью занятий стало участие в них практически всех экспозиционных отделов музея: «Музей Серебряного века», «Дом-музей А. И. Герцена», «Дом-музей М. Ю. Лермонтова», «Музей-квартира А. Н. Толстого», «Музей-квартира Ф. М. Достоевского», «Дом И. С. Остроухова в Трубниках»; сотрудники отдела «Дом-музей А. П. Чехова», временно закрытого на ремонт, провели пешеходные экскурсии по Москве Чехова. Это позволило ученикам узнать о сложной структуре музея, поработать на разных литературных экспозициях.

Сотрудники отдела научно-просветительской и методической работы Галина Викторовна Великовская, Дарья Васильевна Спевякина и Людмила Борисовна Дендеберя разработали программу обучения, основанную на принципах научности, последовательности, усложнения по мере знакомства с материалом и деятельностного подхода в освоении навыков и умений.

В качестве итогового экзамена участники проекта подготовили фрагмент пешеходной экскурсии по Тверскому бульвару. Объекты показа школьники выбирали сами. Экзамен прошел 23—24 апреля, практически все участники проекта успешно с ним справились и продемонстрировали необходимые знания и навыки для проведения экскурсий. Но главное, что они сумели полюбить то, о чем рассказывали, разыскать интересные факты из судеб своих героев, найти нужные слова и интонации, чем очень порадовали своих педагогов и наставников.

Г. В. Великовская