Новости

Встреча с драматургом Михаилом Дурненковым

28 октября 2018

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

21 октября в Доме-музее А. П. Чехова прошла встреча «Драматургия Чехова и современный театр: взгляд изнутри» из цикла «Homo scribens». В «доме-комоде» на Садовой-Кудринской, где когда-то были написаны знаковые для творчества писателя повести и пьесы, нередко собираются современные прозаики и драматурги, чтобы поговорить о том, насколько «влиятелен» Чехов сегодня. Героем этого вечера стал автор пьес и киносценариев, выпускник сценарной мастерской Юрия Арабова во ВГИКе Михаил Дурненков. Ведущий вечера — заместитель директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля по научной работе, руководитель отдела «Дом-музей А. П. Чехова» Эрнест Орлов.

Это уже вторая встреча с Михаилом Дурненковым в стенах Дома-музея А. П. Чехова, и поэтому беседа во многом стала продолжением начатой ранее дискуссии. Обсуждая в прошлый раз взаимоотношения Чехова и Горького, влияние двух драматургов на современный театр, участники лишь вскользь обозначили особенности пьес Чехова. В этот раз — попробовали внимательнее разобраться, что же делает чеховские комедии и драмы, написанные более ста лет назад, такими привлекательными для постановщиков, а главное — для зрителей всего мира.

Эрнест Орлов напомнил, что многими современниками новаторство Чехова было воспринято как игнорирование сценических требований, их незнание. Но, по убеждению Михаила Дурненкова, пренебрежение этими правилами «перевернуло сцену»: «Пьесы Чехова — это звено, эволюционный скачок, качественно изменивший весь театр. Он не дает ключей, и в этом его открытие в драматургии». Очень важно, что он пришёл извне в литературу и драматургию. «Как когда-то варварами пришли все мы: ученики Вадима Леванова, тольяттинского драматурга». Но это «варварство», незнание даже каких-то основ, позволило иначе посмотреть на театр, на драматургический текст незамутнённым взглядом.

Так, загадкой до сих пор остается, почему, пожалуй, вовсе не смешные пьесы Чехова «Чайка» и «Вишневый сад» — комедии (именно так автор обозначил их жанр). Ненависть к определенности, отсутствие моральной оценки происходящего, стремление избежать обобщений («нет болезни вообще, а есть конкретные больные», «индивидуализация каждого конкретного случая») — все это дает пространство для интерпретаций. Михаил Дурненков отметил, что Чехов «прекрасно ощущал эпоху и реальность, был выразителем своего времени», но, возможно, «объем» чеховских пьес позволяет современным постановщикам наполнять их злободневными смыслами.

Более того, по убеждению Михаила Дурненкова, за сто лет театральные режиссеры «накачали мышцы на чеховских пьесах», и теперь «колют даже такие крепкие орешки, как пьесы Островского», находя и демонстрируя подводные течения в классических, традиционных пьесах, где, казалось бы, второго плана нет.

Говоря о влиянии Чехова на современных драматургов, Михаил Дурненков, арт-директор фестиваля «Любимовка», рассказал, что упомянутый выше «чеховский объем» (предоставляющий пространство для интерпретаций текста) когда-то считался признаком хорошей пьесы, сегодня же стало понятно, что это не характеристика драматургического текста, но отдельный самостоятельный вид драматургии. По мнению гостя вечера, сложно сказать, насколько осознанно современные авторы придерживаются «чеховской школы», отдают себе отчет в том, что находятся под влиянием его пьес: «Часто молодые драматурги изобретают велосипед, но иногда — получается и машина времени, настроенная на будущее».

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман