30 августа в Доме-музееА. И. Герцена состоялся необыкновенный концерт «Музыка времени Герцена». Перед полным залом выступили молодые вокалисты — Елизавета Сергеева (меццо-сопрано) и Полина Кулмыганова (сопрано).
Елизавета Сергеева родилась в Москве, музыкальное образование она начала в возрасте 15 лет в Гнесинском училище в классе вокала у певицы Большого театра Ю. Н. Замятиной. В 2012 году Елизавета дебютировала в роли 3-го Мальчика в опере-зингшпилеВ. А. Моцарта «Волшебная флейта» в музыкальном театре «Амадеус». В 2013 году она поступила в Венскую консерваторию в класс Ю. Хоменко и в июне 2018 года закончила бакалавриат по специальности «сольное пение» в классе Каммерзенгерин Линды Уотсон. Во время учебы Елизавете представилась возможность спеть в различных постановках ведущие партии, выступить в роли Ганимеда в оперетте Ф. фон Зуппе «Прекрасная Галатея», в роли Графини в опере А. Лорцинга «Репетиция оперы», в роли Катарины в опере К. В. Глюка «Преображенный пьяница». Елизавета была выбрана одним из ведущих австрийских композиторов-модернистовХ. К. Грубером для исполнения сольной партии в его знаменитой опере-пародии «Франкенштейн!» в Золотом зале Венского музыкального общества.
Полина Кулмыганова окончила Колледж им. Гнесиных в классе Л. Ф. Тогушевой и в текущем учебном году завершает курс обучения в Московской консерватории в классе профессора М. С. Алексеевой, является лауреатом международных конкурсов, участником обменной программы в Академии Ла Скала, регулярно выступает в залах Московской консерватории. Ее репертуар включает арии из опер Доницетти, Массне, Чайковского, Моцарта, Римского-Корсакова, Рахманинова и др. композиторов. Партию фортепиано исполняла Инесса Анохина, концертмейстер Оперной студии при Московской консерватории, лауреат международных конкурсов.
Программа концерта включала два отделения. В первом исполнялись произведения российских композиторов: Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова. Звучали как арии из опер, в том числе певицы исполнили дуэт Лизы и Полины «Уж вечер» из оперы Чайковского «Пиковая дама», так и романсы на стихи русских поэтов: А. С. Пушкина, А. К. Толстого, Н. Щербины. Если музыкальные произведения первого отделения были связаны с именем А. И. Герцена только условно (этой музыки современных ему композиторов он не мог слышать при жизни), то произведения, включенные в программу второго отделения, принадлежали к числу, несомненно, ему знакомых. Во второй части концерта были исполнены произведения европейских композиторов Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига, Ф. Шуберта, Ж. Оффенбаха, Ж. Массне, И. Штрауса, В. А. Моцарта, Дж. Россини.
Произведения исполнялись на разных языках, которые были непонятны для слушателей, но характер произведений настолько хорошо передавался певицами, что невозможно было не сопереживать страдающей Гретхен («Gretchen am Spinnrade»), сомневающейся Донне Анне («Дон Жуан») или не смеяться залихватскому тону арии князя Орловского («Летучая мышь»). Молодые голоса, совершенно разные по тембру и по окраске, замечательно сочетались в дуэтах, оттеняли друг друга при исполнении сольных произведений. Чрезвычайно интересно было сравнить — и это сравнение напрашивалось — то, что дали начинающим певицам российская и европейская вокальные школы. Восхитил публику и виртуозный аккомпанемент, который имеет всегда такое большое значение для успеха певца. Необыкновенно теплая, домашняя атмосфера герценовского дома, аншлаг в зрительном зале, заинтересованное внимание слушателей — все это чрезвычайно содействовало выступлению молодых актеров, которые пели поистине вдохновенно. Ощущение, что их ждет большое сценическое будущее, не покидало присутствующих в зале.
Анна Сергеева-Клятис
профессор МГУ, литературовед, писатель