+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Как в разные годы издавали Маяковского? Лекция Анастасии Голубевой

Как в разные годы издавали Маяковского? Лекция Анастасии Голубевой

5 сентября 2018 г.

Отдел: Дом И.С. Остроухова в Трубниках

30 августа в рамках образовательной программы к выставке «Владимир Маяковский. Там и у нас» прошла лекция «Издания Маяковского: от авангарда к соцреализму». Анастасия Голубева, сотрудник отдела фондов фотографии и негативов ГМИРЛИ имени В. И. Даля, рассказала о том, как в течение века менялось оформление книг Владимира Маяковского. Выделив три этапа (прижизненные издания; книги, вышедшие в советский период после смерти поэта и постсоветские издания) Анастасия отметила особенности, характерные для каждого отрезка времени.

К оформлению своих книг Владимир Маяковский привлекал ведущих художников-авангардистов. В 1918 году выходит папка-альбом «Герои и жертвы революции», в которую вошли 18 рисунков, сделанных Ксенией Богуславской, Владимиром Козлинским, Сергеем Маклецовым и Иваном Пуни. Подписи к картинкам сочинил Владимир Маяковский. Этот альбом, предтече плакатов «Окна РОСТА», заслужил высочайшую оценку даже в белоэмигрантской прессе. Идеологические противники отзывались о Маяковском как о «единственном талантливом среди красных». Эль Лисицкий писал: «Мои страницы сопровождают стихотворения так же, как рояль, который аккомпанирует скрипке. Как и поэт, строящий здание на единстве мысли и звука, я хотел добиться единства стихотворения и элементов типографики». И на выставке «Владимир Маяковский. Там и у нас» представлена совместная работа двух гениев советского авангарда — сборник «Для голоса», изданный в 1923 году в Берлине. В книге сделана вырубка-регистр, обычно использующаяся для телефонных справочников, что придало книге дополнительную объемность, а каждое стихотворение Лисицкий отметил особой пиктограммой. В прижизненных изданиях Маяковского текст и изображение становятся одним целым и превращаются уже в арт-объект.

В ноябре 1935 года, Лиля Брик пишет письмо Сталину, в котором обращает внимание вождя на то, что «…скоро шесть лет со дня его смерти, а Полное собрание сочинений вышло только наполовину, и то в количестве 10 000 экземпляров… Книг Маяковского в магазинах нет». Реакцией Сталина на это послание стало письмо Ежову, в котором он называет Маяковского «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Это высокая оценка вождя стала своего рода приговором поэту-авангардисту, поэту-экспериментатору. Книги Маяковского издают миллионными тиражами, но при оформлении его изданий все больше доминирует стиль социалистического реализма. Наглядно демонстрируют произошедшие изменения издания поэмы «Владимир Ильич Ленин» разных лет. Вместо рисунков художников-футуристов — соцреалистические картинки, дословно иллюстрирующие каждую строку. В некоторых изданиях фирменная лесенка Маяковского выровнена по ширине страницы. По понятным причинам из текста исчезает Троцкий. С 1937 года по 1967 только в «Детгизе» и изучается советскими школьниками в 5 классе.

После 1991 года тиражи книг Владимира Маяковского падают. Издательская политика и пропаганда дали свои плоды: Маяковский главный поэт советской империи и вместе с этой империей должен уйти в прошлое. Говоря о сегодняшнем времени, лектор отметила заметное количество факсимильных переизданий стихов Владимира Маяковского. Анастасия Голубева связывает это с попыткой переосмыслить творчество Маяковского, вернуть ему репутацию поэта-экспериментатора и художника.

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман

В год 125-летия В. В. Маяковского Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля приглашает совершить выставочное путешествие вместе с поэтом по земному шару. В рамках выставки работают программы мероприятий:

Возврат к списку



Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.

Временное закрытие Московского дома Достоевского

Уважаемые друзья!
Отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля «'Московский дом Достоевского» по техническим причинам будет временно закрыт для посещения 7 февраля 2023 года. Приносим свои извинения за временные неудобства!