Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Как в разные годы издавали Маяковского? Лекция Анастасии Голубевой

Как в разные годы издавали Маяковского? Лекция Анастасии Голубевой

5 Сентября 2018 г.

Отдел: Дом И.С. Остроухова в Трубниках

30 августа в рамках образовательной программы к выставке «Владимир Маяковский. Там и у нас» прошла лекция «Издания Маяковского: от авангарда к соцреализму». Анастасия Голубева, сотрудник отдела фондов фотографии и негативов ГМИРЛИ имени В. И. Даля, рассказала о том, как в течение века менялось оформление книг Владимира Маяковского. Выделив три этапа (прижизненные издания; книги, вышедшие в советский период после смерти поэта и постсоветские издания) Анастасия отметила особенности, характерные для каждого отрезка времени.

К оформлению своих книг Владимир Маяковский привлекал ведущих художников-авангардистов. В 1918 году выходит папка-альбом «Герои и жертвы революции», в которую вошли 18 рисунков, сделанных Ксенией Богуславской, Владимиром Козлинским, Сергеем Маклецовым и Иваном Пуни. Подписи к картинкам сочинил Владимир Маяковский. Этот альбом, предтече плакатов «Окна РОСТА», заслужил высочайшую оценку даже в белоэмигрантской прессе. Идеологические противники отзывались о Маяковском как о «единственном талантливом среди красных». Эль Лисицкий писал: «Мои страницы сопровождают стихотворения так же, как рояль, который аккомпанирует скрипке. Как и поэт, строящий здание на единстве мысли и звука, я хотел добиться единства стихотворения и элементов типографики». И на выставке «Владимир Маяковский. Там и у нас» представлена совместная работа двух гениев советского авангарда — сборник «Для голоса», изданный в 1923 году в Берлине. В книге сделана вырубка-регистр, обычно использующаяся для телефонных справочников, что придало книге дополнительную объемность, а каждое стихотворение Лисицкий отметил особой пиктограммой. В прижизненных изданиях Маяковского текст и изображение становятся одним целым и превращаются уже в арт-объект.

В ноябре 1935 года, Лиля Брик пишет письмо Сталину, в котором обращает внимание вождя на то, что «…скоро шесть лет со дня его смерти, а Полное собрание сочинений вышло только наполовину, и то в количестве 10 000 экземпляров… Книг Маяковского в магазинах нет». Реакцией Сталина на это послание стало письмо Ежову, в котором он называет Маяковского «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Это высокая оценка вождя стала своего рода приговором поэту-авангардисту, поэту-экспериментатору. Книги Маяковского издают миллионными тиражами, но при оформлении его изданий все больше доминирует стиль социалистического реализма. Наглядно демонстрируют произошедшие изменения издания поэмы «Владимир Ильич Ленин» разных лет. Вместо рисунков художников-футуристов — соцреалистические картинки, дословно иллюстрирующие каждую строку. В некоторых изданиях фирменная лесенка Маяковского выровнена по ширине страницы. По понятным причинам из текста исчезает Троцкий. С 1937 года по 1967 только в «Детгизе» и изучается советскими школьниками в 5 классе.

После 1991 года тиражи книг Владимира Маяковского падают. Издательская политика и пропаганда дали свои плоды: Маяковский главный поэт советской империи и вместе с этой империей должен уйти в прошлое. Говоря о сегодняшнем времени, лектор отметила заметное количество факсимильных переизданий стихов Владимира Маяковского. Анастасия Голубева связывает это с попыткой переосмыслить творчество Маяковского, вернуть ему репутацию поэта-экспериментатора и художника.

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман

В год 125-летия В. В. Маяковского Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля приглашает совершить выставочное путешествие вместе с поэтом по земному шару. В рамках выставки работают программы мероприятий:

Возврат к списку