Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Московский князь Мышкин. Лекция к 150-летию романа «Идиот»

Московский князь Мышкин. Лекция к 150-летию романа «Идиот»

16 мая в ряду праздничных событий к 150-летию со дня первой публикации романа «Идиот» в Музее-квартире Ф. М. Достоевского прошла лекция «Московский след князя Мышкина». Многоплановый текст романа позволяет и провоцирует различные его интерпретации. По мнению лектора, заведующего отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля Павла Фокина, один из самых загадочных романов пронизан московскими впечатлениями, которые послужили прототипами многих эпизодов. Хронологически действие романа развивается на протяжении года, при этом полгода проходят «за кадром» в Москве. Эта московская часть скрыта от читателя, но не для внимательного исследователя текста.

Достоевский зарабатывал писательством. «Пролетарий умственного труда», он отрицал пушкинскую формулу «не продается вдохновение», сам загоняя себя в долговые ямы, из которых мог выбраться не иначе, как «торгуя музой». Писатель постоянно находился в поиске новых сюжетов, «как губка впитывая в себя происходящее вокруг».

Один из таких сюжетов, позаимствованный у жизни, — семейная история старинного купеческого рода Куманиных — ведет в Москву. Самым известным в роду был Алексей Алексеевич Куманин, которому принадлежала одна из старейших ткацких фабрик России «Красное эхо». В 1814 году в семью Куманиных вошла старшая сестра матери Фёдора Михайловича Достоевского, ставшая женой Александра — среднего сына Алексея Алексеевича. Отец писателя Михаил Достоевский был домашним врачом в семьях Куманиных и их близких. Фёдор Михайлович Достоевский с раннего детства стал бывать в фамильном доме Куманиных на Ордынке, а позднее описал его в романе «Идиот» как дом купцов Рогожиных, перенеся место действия в Петербург. Основой сюжета романа послужила история личной жизни племянника Алексея Куманина — Константина Константиновича, который, по предположению некоторых исследователей, был одним из прототипов Парфена Семеновича Рогожина. Одним из прототипов же Настасьи Филипповны могла стать жена Константина Куманина — Мария Петровна Куманина (Веденисова). Ранние годы ее (как и героини романа «Идиот») прошли в имении Отрадное, она тоже была сиротой и воспитывалась в доме своего опекуна, который впоследствии выдал ее за своего племянника. Даже имена героев романа Достоевский позаимствовал из окружения московской купеческой семьи: управляющим конторы Государственного коммерческого банка был Рогожин, а его жену звали Настасья Филипповна.

«Петербургский писатель, родившийся в Москве» — фраза, без которой, по словам Павла Евгеньевича, не обходится ни одна экскурсия по Музею-квартире Ф. М. Достоевского на Божедомке. Как «История государства российского» Карамзина, которую Достоевский с удовольствием читал во времена своего московского детства, дала имя главному герою? Что общего между отставным чиновником Лебедевым, которого мы встречам на первых страницах романа, и отцом писателя Михаилом Андреевичем Достоевским? Как трагическая смерть матери повлияла на Федора Михайловича и нашла отражение в «Идиоте»? Какие-то воспоминания вплелись в литературное полотно случайно, подсознательно, а что-то, предположил Павел Евгеньевич, было «укрыто» в роман «Идиот» осознанно и намеренно. Но детские годы, проведенные в Москве на Божедомке, не могли не отразиться на мироощущении и воззрениях будущего писателя.

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман

Возврат к списку