Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Трио и триединство. Музыка в Доме Чехова

Трио и триединство. Музыка в Доме Чехова

26 Марта 2018 г.

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

Сегодня в культурном пространстве Москвы предлагается множество концертных программ, ярких музыкантов ещё больше, потому стать художественной сенсацией, поводом для эстетического шока совсем не просто. Но возможно.

Неповторимый чеховский «дом-комод» на Садовой-Кудринской, 6 — как таинственный многоуважаемый шкаф или волшебный сундучок, или ларец с диковинами.
При том, что многолетняя музейная программа «Музыка в доме Чеховых» почти еженедельно предлагает одно интереснее другого, каждый музыкальный вечер одаривает яркими эмоциями, возвышенным умонастроением, познавательными сюрпризами и впечатлениями, достойными воспоминаний.

22 марта получился неповторимый музыкальный вечер, главными действующими лицами которого были лауреаты Международных конкурсов Шино Хидака (фортепиано), Макио Хориэ (виолончель) и Алина Куроедова (скрипка).

В первом отделении каждый музыкант исполнил сольные произведения.

Обворожительная в своей грациозности Шино Хидака, тонкая и чуткая, обладающая глубокой чувственностью и одухотворённым лиризмом, была великолепна в Менуэте из I сюиты «Арлезианка» Ж. Бизе — С. В. Рахманинова. Каждая нота у этой чудесной пианистки преисполнена художественного смысла.

Магический Макио, исполнявший Вариации на тему Россини Б. Мартину и Рондо из Концерта для виолончели А. Дворжака, уводил в неземное измерение. Игра ученика великой Н. Н. Шаховской, ныне артиста оркестра Большого театра, гипнотизировала с первых фраз. Движением своего смычка и особенной вибрацией Макио словно открывал надмирные системы координат и шестые чувства у слушателей.
Строгой гиперборейской красавицей предстала изящная Алина Куроедова. Воспитанница Э. Д. Грача покорила чарующе красивым звуком, ошеломила искрящимся темпераментом, бурным потоком половодья чувств, без которого невозможно представить себе Венгерскую рапсодию № 1 Б. Бартока и Фантазии на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» Ф. Ваксмана. Её игра была завораживающей и таинственной, как северное сияние. Это премьерное выступление Алины в стенах чеховского дома стало блистательным.

В душе возник приятный переполох, и радостное ликование не торопилось угомониться. Но главное впечатление ожидало во втором отделении.
22 марта был канун дня памяти великого музыканта и педагога, создателя Московской консерватории Н. Г. Рубинштейна. Именно поэтому вниманию слушателей предстало Фортепианное трио П. И. Чайковского «Памяти великого художника».

Трио П. И. Чайковского — не просто симфоническая эпитафия, посвящённая старшему другу, пианисту-виртуозу и дирижёру. Это эпохальное музыкальное полотно, запечатлевшее жизнь во всех её гранях. В каждой фразе этого шедевра камерной инструментальной музыки — философские размышления о скорбях и радостях, о возвышенном и земном, о торжестве духа, высшей цели и бренности.
Из многоцветной музыкальной палитры с богатейшей нюансировкой эмоциональных обертонов Макио Хориэ, Шино Хидака и Алина Куроедова продуманно и чутко извлекали нужные краски, и вспыхивала радуга созвучий, живописавших дыхание эпохи, лики времени, пёстрые картины изменчивого и быстротекущего бытия.

Такое неразлитно-слитое триединство ансамбля возникает из редкого сплава мастерства, вдохновения и сердцебиений в унисон. Такую изумительную ансамблевую игру можно определить двумя понятиями: «И творчество, и чудотворство». Три музыканта чудотворски соединились в нерасторжимое трио, сплав вдохновений и сухожилий, в триединство взаимодействия, взаимопроникновенное, перетекающее друг в друга, как акварельные краски. Исполнители с полувзгляда понимали друг друга. И невозможно было поверить, что вместе на аудитории эти великолепные молодые музыканты играли впервые. Они захватывали своей фантастической энергетикой и самозабвенной экспрессией, но особенно подкупали благородством интонаций и чеховским изяществом движений души.
В музыкальных диалогах возникали тени и отражения, блики и отблески, которые вспыхивали и высвечивались ассоциациями в контексте выставки «А. П. Чехов во Франции», что представлена сейчас в музее. Ведь земной путь Н. Г. Рубинштейна завершился во Франции…

Подумалось и о другом великолепном триединстве, нерасторжимом и гармоничном: музей, музыка, молодость, между которыми пульсирует обмен вдохновений. Музыкальная программа предстала в достойном обрамлении художественного слова, лаконичного, экспрессивного, с интересными аналогиями и познавательными историческими экскурсами. Следует отдать должное ведущему программы Эрнесту Орлову, умеющему интеллигентно и доверительно взаимодействовать с аудиторией, создавая чеховское настроение, возрождая уютную атмосферу домашних музыкальных вечеров.

Марина Львова

Фото: © Дмитрий Чиганчиков

Возврат к списку