Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Историческая правда и кино: лекция Тамары Эйдельман прошла в Доме Герцена

Историческая правда и кино: лекция Тамары Эйдельман прошла в Доме Герцена

24 Января 2018 г.

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

«Над вымыслом слезами обольюсь…»

18 января в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля, в отделе «Дом-музей А. И. Герцена», прошел вечер Тамары Эйдельман «История +кино=?». Его открыла заведующая Домом Герцена Ирена Желвакова: «Я редко смотрю сериалы, но недавно по каналу „Культура“ показывали сериал „Аббатство Даунтон“, который мне очень понравился. Его чрезвычайно интересно комментировала дочь известного писателя, историка и учителя Натана Эйдельмана, сама историк и заслуженный учитель России Тамара Эйдельман. Поэтому я и предложила ей поговорить о кино и истории в нашем музее».

«Для меня большая честь выступать здесь перед вами, на сцене Дома Герцена, где часто проводил свои вечера мой отец», — ответила Тамара Эйдельман и поделилась с собравшимися соображениями и об исторических кинокартинах, и о псевдоисторических лентах, которые в прокате, конечно, преобладают. Более того, представляя публике отрывки из разных сериалов и кинофильмов, Тамара Натановна заметила, что передать историческую правду средствами игрового кинематографа вообще вряд ли возможно. Ведь и сценарист, и режиссер хотят показать свое видение тех или иных событий. Но в этом, по мнению лектора, нет большой беды, так как кинофильм и не должен заменять собою школьный учебник.

Зато кинематографистам, если они талантливы, по силам большее — создать свою версию исторических событий и, может быть, даже миф о них. Так, советский киношедевр «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна тоже содержит в себе много исторических ошибок и неточностей, но… «До этого фильма, — напомнила Тамара Эйдельман, — информация о Ледовом побоище сводилась к небольшому абзацу учебника, тогда как после его проката эта битва в сознании людей превратилась в одно из главных событий истории средневековой Руси. А лицо Николая Черкасова, блистательно сыгравшего новгородского князя, вообще стало символом русского исторического героя». И продемонстрированные фрагменты из «Александра Невского», сопровождающиеся гениальной музыкой Сергея Прокофьева, подтвердили, что в кино исторические неточности отнюдь не отменяют художественных достоинств.

Другое дело, было подчеркнуто в лекции, что историю в кино часто искажали и искажают не по эстетическим, а по идеологическим причинам, когда та или иная «правка» нужна власти, и здесь убедительным примером может служить ещё один фильм великого Эйзенштейна — «Иван Грозный». Но и в западном кино проблем с историзмом тоже хватает. «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли довольно далека от подлинной жизни Древнего Египта, а по «Фанфан-тюльпану» или «Трем мушкетерам» не стоит изучать историю Франции.

Для зрителей подобного рода развлекательных кинороманов главное не фактическая достоверность, а захватывающие погони, любовные интриги и схватки на шпагах. Тамара Эйдельман: «Для меня открытием стал тот факт, что многие жители Франции, уверовав в подлинность таких фантазий на историческую тему, приезжают на места съемок и всерьез участвуют в реконструкции событий, им не жалко тратить на создание соответствующих костюмов и грима много денег, сил и времени».

Что же касается современных сериалов, то наиболее «историчными», по признанию Тамары Эйдельман, стали «Аббатство Даунтон» и, как это ни странно, «Игра престолов». Если по «Аббатству», где показана жизнь одной семьи в период с 1912 по 1925 годы, видно, как меняется жизнь и уклад общества, то действие «Игры престолов» происходит в мифическом королевстве, и, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к истории. Зато, по словам Тамары Эйдельман, в нем «живет ее дух». «Отталкиваясь от войны Алой и Белой розы, действительно происходившей в Великобритании, авторы сериала соединили в нем множество исторических эпох, создали огромный плавильный исторический котел, и выявлять те или иные исторические заимствования — особое удовольствие для посвящённых. А поскольку действие происходит в придуманном мире, то возможна полная свобода творческой фантазии, и никого нельзя за это осудить», — утверждает Тамара Эйдельман.

Константин Чупринин

Фото: © Тимур Гольдман

Возврат к списку