Новости

Письма Беллы

12 мая в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля, в отделе «Музей Серебряного века», прошла презентация книги Б. Мессерера «Письма Беллы». Жанр этого издания — совершенно особый. Его можно было бы назвать эпистолярным, однако письма Беллы Ахмадулиной мужу, художнику Борису Мессереру, дополнены своего рода ответами в виде рисунков и акварелей, а также его развернутыми комментариями к разным обстоятельствам и персонажам, упоминаемым в переписке. Все это не только делает книгу литературно-художественным событием, но и воссоздает для читателя контекст целой эпохи, охватывающей примерно четверть века.

На презентации заведующий Музеем Серебряного века Михаил Шапошников заметил, что этим событием завершается юбилейная выставка Беллы Ахмадулиной «Пришла и говорю», где можно было увидеть живописные портреты поэта. «В книге представлены письма Беллы, а у нас на выставке есть ее рукописи, и почерк, каким это было написано, передает нам, мне кажется, момент творческого озарения поэта», — сказал он.

По мнению директора Гослитмузея Дмитрия Бака, выставка, которая прошла в музее с таким успехом, есть пусть небольшой, но существенный вклад в празднование 80-летия Ахмадулиной. «Наш музей, — заметил Бак, — сейчас стал носить другое название, потому что мы не только музей истории литературы, но и музей книжной культуры, музей чтения, музей технологии, наконец, музей диалога искусств. Мы стараемся выйти за пределы узколитературного поля. И то, что здесь происходит сегодня, — живой пример того, чего мы хотим достигнуть. Это пример того, как в одном месте сосуществуют живопись, графика, поэзия и музыка. Эпоха шестидесятых продолжает жить в культуре, чему наглядное подтверждение и наша выставка, и открытие Культурного центра А. А. Вознесенского. Я уверен, что те, кто творил в конце 1950-х — начале 1960-х годов, ничем не меньше по масштабу, чем современники Блока или Баратынского. Что касается книги Б. Мессерера, то все мы знаем, какими трудами она давалась художнику, сколько в нее вложено души и чувства».

Борис Мессерер поблагодарил устроителей выставки и гостей, пришедших на неё. И особенно — всех, кто помогал ему делать эту книгу: редакторам и дизайнерам издательства «Арт Волхонка». «Без тяжелейшей работы с макетом книги, когда каждую страницу приходилось делать вручную, у нас ничего бы не получилось, — сказал он. 

Выступая на презентации, директор издательства «Арт Волхонка» Ирина Лебедева поделилась своей уверенностью в том, что в новой книге читатели увидят образ живой Беллы Ахмадулиной. Работа редакторов, дизайнеров, корректоров была, по ее словам, круглосуточной и по-настоящему творческой, чтобы адекватно представить и каждую строчку большого поэта, и ее перекличку с мужем. «Действительно, — подтвердил Д. П. Бак слова издателя, — и эта книга, и письма двух творцов друг другу есть вдохновляющий пример того, как из череды трудностей, горя и испытаний, которых было немало в эпоху шестидесятых, вырастает нежное чувство счастья».

«Работать с таким автором, — сказала Наталья Соломатина, главный редактор „Арт Волхонки“, — большая честь и особая ответственность. Мы вместе стремились к тому, чтобы книга получалась очень эмоциональной, открытой и личной. В ней несомненно есть эффект присутствия и самого Бориса Асафовича, и ушедшей от нас Беллы Ахатовны. Убеждена, что эти чувства, эту энергетику почувствуют и читатели».

Встречу завершило выступление дизайнера книги Натальи Листер, которая, вспоминая два года совместной работы с Борисом Мессерером, отметила, что «войти в этот материал очень сложно, но, окунувшись в него, вы получите незабываемые впечатления, и яркий образ Беллы Ахмадулиной вас уже никогда не покинет».

Константин Чупринин

Источник фото: Facebook издательства «Арт Волхонка»