Новости

Выставка Фазиля Искандера открылась в Музее Серебряного века

17 марта 2020

Отдел: Музей Серебряного века

12 марта 2020 в Музее Серебряного века открылась выставка «Фазиль Искандер. Человек и его окрестности» приуроченная к девяносто первому году со дня рождения замечательного писателя, которого все чаще называют последним классиком русской литературы (1929–2016).

Вечер вели куратор выставки — хранитель музейных предметов отдела аудиовизуальных фондов ГМИРЛИ Елена Абакумова и заведующий отделом «Музей Серебряного века» Михаил Шапошников. Первым посетителям выставки напомнили, что «хозяин дома» Валерий Брюсов призывал смотреть в будущее, потому сотрудникам музея кажется совершенно естественным обращаться к творчеству больших мастеров не только начала, но и конца XX столетия.

Поблагодарив создателей экспозиции, вдова писателя и его муза Антонина Хлебникова-Искандер рассказала, что Фазиль по-настоящему поверил в свои силы только после публикации повести «Созвездие Козлотура» в юбилейном номере «Нового мира» по прямому распоряжению А. Т. Твардовского. «Так что именно Александр Трифонович стал настоящим „крестным отцом“ Фазилю Абдуловичу. После этой публикации к писателю стали приходить сотни писем со всего Советского Союза, и я очень рада, что на выставке для них нашлось почетное место».

По мнению Павла Крючкова, заместителя главного редактора журнала «Новый мир» и ведущего научного сотрудника ГМИРЛИ, «на открывающейся выставке просто-таки физически ощущается вещество уюта, магия дома Фазиля Абдуловича, и это невозможно было бы представить без той безумной любви к Искандеру, которую испытывают к нему все организаторы музейного пространства». Признавшись, что для него герой сегодняшнего торжества не только яркий прозаик, но и талантливейший поэт, Павел Крючков прочел «Фонарь», «Язык» и другие любимые искандеровские стихи.

Куратор экспозиции Елена Абакумова, предоставляя слово прозаику Евгению Попову, рассказала присутствующим, что именно он передал на выставку свой машинописный экземпляр альманаха «Метрополь», где среди других неподцензурных авторов был, разумеется, и Искандер. Евгений Попов признался, что редко ходит на литературные выставки, потому что ему мало что нравится, «но эта экспозиция видится конгениальной творчеству Фазиля. Он здесь живой — и как писатель, и как человек. Причем человек острого, парадоксального мышления». Евгений Анатольевич рассказал, как встретил Фазиля Абдуловича в последний год его жизни и спросил, пишет ли он: «„Нет, но читаю других“, — ответил Фазиль. „А что-то нравится?“ — спросил я. „Нет“, — был ответ моего друга, дающий, мне кажется, основания задуматься, действительно ли нынешние литераторы продолжают традиции великого „русского писателя абхазского происхождения“, как сам Искандер себя называл. Здесь уже говорили о Твардовском, и я уверен, что „Козлотур“ ему понравился еще и потому, что это добрая книга. Он был добрым талантом, гением доброты, и не удивительно, что им восхищались такие разные люди, как Белла Ахмадулина и Виктор Астафьев, а это значит, что „Детство Чика“, „Сандро из Чегема“, другие книги Фазиля будет читать и нынешнее, и завтрашнее поколение молодых людей».

Продолжая тему, проректор Литературного института имени А. М. Горького Сергей Дмитренко рассказал о недавно вышедшем сборнике научных, и в том числе студенческих, работ, посвященных творчеству мастера. В конце вечера речь зашла о необходимости создания в столице центра Фазиля Искандера, где могли бы постоянно проходить выставки, коллоквиумы и вечера его памяти.

После всех приветственных слов Елена Абакумова провела кураторскую экскурсию по выставке, обратив особое внимание гостей на свисающие с потолка белые полотна, на которых напечатана классическая «Баллада о свободе» Фазиля Искандера. Главное же место в экспозиции занимают, конечно, рукописи, письма и первые издания книг недавно ушедшего от нас писателя. Среди экспонатов, многие из которых предоставлены семьей Фазиля Абдуловича, — уникальные фотографии, в большинстве своем выставляющиеся впервые, документы, иллюстрации художников, портреты Искандера работы Бориса Биргера, письменный стол писателя и его личные вещи, афиши театральных постановок по его произведениям.

Константин Чупринин

Фото: © Тимур Гольдман