Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  «Мертвый дом» Достоевского и реальный Омск

«Мертвый дом» Достоевского и реальный Омск

2 октября в Музее-квартире Ф. М. Достоевского выступил Сергей Жогличев — руководитель проектов «По следам Достоевского» и «Достоевский в Сибири — навстречу любви». Сергей Александрович пригласил на вечер исследователя рода Достоевских, писателя, доктора медицинских наук Н. Н. Богданова, который эмоционально и интересно дополнял и комментировал рассказ Сергея.

Сергей Жогличев сравнивал художественное произведение классика «Записки из Мертвого дома» и реально существовавший в Омске острог, где писатель провел четыре года на каторге (1850–1855). К этому времени Достоевский был уже известным литератором, автором повестей «Бедные люди», «Белые ночи», многих рассказов и статей. На каторгу писатель попал по политическому делу за участие в кружке Петрашевского. Сергей Жогличев проанализировал «Записки из Мертвого дома» Достоевского и сравнил их с документами той эпохи, воспоминаниями других заключенных и служащих в этом остроге.

Сергей Жогличев рассказывал, что по пути в острог в 1850 году Достоевский встретился с женами декабристов, которые передали ему и другим заключенным Евангелие с заклеенными десятью рублями. На эти деньги на каторге писатель смог покупать себе более-менее нормальную еду, одежду и другие необходимые вещи. Интересно, что Достоевский довольно быстро стал уважаем в тюрьме за свой ум, образование и желание помогать другим: многих безграмотных сидельцев он выучил грамоте. Вероятно, все это дало ему возможность выжить и преодолеть трудности лагерной жизни.

Когда Федор Михайлович попадал в лазарет, он мог при покровительстве врачей лагерной больницы вести «Сибирскую тетрадь»: записывать народные поговорки и выражения, услышанные от людей в остроге. Позже многие из этих выражений Достоевский использовал в своих произведениях и таким образом ввел их в русскую литературу. Рассказал Сергей Жогличев и о легенде, согласно которой Достоевский подвергался в «Мертвом доме» физическому наказанию. Сам писатель этого нигде не описал, хотя в его «Тетрадях» есть свидетельства истязаний других заключенных.

Жогличев отметил, что после каторги Достоевский, наконец, обрел возможность писать то, что он хочет, хотя еще долгое время был под надзором полиции и не мог поехать в Санкт-Петербург. После своего освобождения писатель венчался с Марией Исаевой. Интересно, что первыми вещами Достоевского, созданными после выхода из острога, стали трагикомические, написанные в «гоголевском стиле» повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обители», а «Записки из Мертвого дома» появились только в 1861–62 годах и стали, по мнению критиков, вторым литературным дебютом писателя. А. И. Герцен считал, что в «Записках» Достоевский предстал русским Данте, который спустился в ад.

Само здание Омского острога не сохранилось, и Сергей Жогличев показывал старинные фотографии этого страшного места, а также фотографии найденных при раскопках фрагментов. В 2000-е годы был восстановлен уничтоженный советской властью Воскресенский военный собор: в него по воскресеньям водили всех каторжников, в том числе и Ф. М. Достоевского. Сегодня в Омске можно посетить Литературный музей имени Ф. М. Достоевского и увидеть несколько памятников писателю, один из которых расположен на улице, по которой писатель ходил каждый день на каторжные работы.

Константин Чупринин

Фото: © Галина Шашкина

Возврат к списку