In Memoriam
Евгения Михайловна ВАРЕНЦОВА
Е. Варенцова на Соловках
Е. Варенцова (в центре), А. Ширяева (слева), Г. Дурман (справа)
Е. Варенцова с коллегами Н. Ребровой и Е. Погорельской
Е. Варенцова в Кенозерье
Е. Варенцова в Кенозерье
Е. Варенцова в Кенозерье
Е. Варенцова на Соловках
Е. Варенцова на Соловках
Е. Варенцова на Соловках
Е. Варенцова на Соловках
Е. Варенцова на Соловках
(1951–2023)
В 1973 окончила филологический факультет Московского государственного университета. Специалист по древнерусской литературе. В Литературном музее — с сентября 1972. Работала в разных отделах и в разных должностях: в
Участница и куратор многочисленных выставок Литературного музея. Автор многих публикаций материалов Гослитмузея, в том числе в «Панораме искусств» (Вып. 6, 1983), сборниках Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН), Института мировой литературы (ИМЛИ РАН), в выпусках «Спасского вестника», сборнике «Тургенев и Москва» (2009), в коллективной монографии «Неизвестные и малоизвестные источники биографии
«Основной состав»:
Женя, Женечка, Женька
Так называли в музее Евгению Михайловну Варенцову её давние друзья. 29 апреля 2023 Женечка умерла. Это было ожидаемо — так долго она лежала в реанимации, но весть об этом буквально обрушилась на меня, как думаю, и на остальных. Она была второй ближайшей моей подругой вместе с покойной (15 лет уже прошло!) Нонной Марченко. Больше того: втроём (помимо того, что у каждой из нас были свои близкие подруги) мы составляли в музее своеобразное трио. Все подробности её жизни не просто встают передо мной — они словно вросли в мою память, смешавшись с моими собственными. Её образ не всплывает, а вспыхивает один за другим перед глазами, словно мгновенные снимки. Я даже слышу её голос с неподражаемыми верхними нотами и восклицаниями.
Такие явственные воспоминания, видимо, связаны с её внешностью: она была настоящей красавицей и аристократкой, а статью и манерой держаться походила на королеву, и оставалась такою в моих глазах до наших последних встреч полгода назад (фотографии, за исключением двух ранних, к сожалению, не передают и десятой доли её красоты). Была очень артистична и неслучайно увлекалась театром и поддерживала театральные связи. Она была наделена явными актёрскими способностями. А как она рассказывала всякие житейские и музейные истории! Настоящие сценические номера.
Пришла Женечка в музей через два года после меня (хотя я значительно старше), только заканчивая университет. Помню первое впечатление от её появления. Войдя в запасник на Петровке, где нам представили новую сотрудницу, она словно осветила нашу комнату, ослепив своей красотой, живостью и стремительностью всего облика. Белокожая, с нежным румянцем, со
В ней было столько несовместимых черт при удивительной внутренней цельности! Наделённая в силу своего темперамента изменчивым характером, она бывала и кроткой и хищной, и нежной и злющей, и порывистой и страстной, и спокойной и умиротворённой. Я сразу прозвала её Ангельчиком, хотя этот ангельчик подчас напоминал стремительную кошку, способную опасно ранить и обидеть, а в мирные минуты ласково мурлыкать. Но я была совершенно неспособна обижаться на неё, даже когда были на то веские причины, а она этим пользовалась и командовала мною, как хотела, но при этом всегда чувство справедливости в ней побеждало, если приходилось в случае чего взывать к нему и её одёргивать. В ней сочетались твёрдость, подчас жёсткость и безжалостность в поведении с необыкновенным врождённым благородством, аристократизмом, жертвенностью и самозабвением, стойкостью и готовностью прийти на помощь.
Больше всего меня в ней подкупало, казалось бы, несочетаемое. С одной стороны — житейский реализм, практические навыки и ловкость, приспособленность к жизненным трудностям, воспитанная, в том числе, богатым экспедиционным опытом в университете (она занималась древнерусской литературой), нелёгкими личными испытаниями. С другой — поэтическое, даже романтическое восприятие жизни и окружающих. Женечка была возвышенным существом — в ней не было и тени мелкожитейского. Помню её в разных состояниях: в гневе и в сентиментальном расположении духа, в грусти и восторженной радости, в сосредоточенности и бесшабашности, порой в озорстве.
Её блестящие профессиональные таланты всем известны. А как артистично она была способна преподнести в своих рассказах, выступлениях и статьях малейшие и самые скромные детали, анализируя рукописи или документы! Я всегда испытывала чисто эстетическое наслаждение от её докладов или публикаций.
4 мая мы её хоронили. Сначала отпевали в Церкви Архангела Михаила на Девичьем поле. Хотя она страшно похудела и выглядела старше, чем при жизни, у неё был совершенно иконописный лик, от которого я не могла оторваться. Мне очень хотелось, чтобы её сфотографировали, но это оказалось невозможным.
Потом мы вернулись на Зубовский, где устроили поминки, продолжавшиеся четыре часа. С каким же интересом я слушала искренние, правдивые и восторженные воспоминания о ней моих коллег, её родных и близких. Многое для меня оказалось новым и неожиданным в восприятии её деловых и личных качеств, так же как сами эти рассказы раскрыли многое в сотрудниках — лучшее, что было в них самих и чего я раньше не замечала. Общее, что было во всех рассказах о Женечке — даже когда говорилось о её резкости и гневных вспышках, это совсем не омрачало наших воспоминаний, а только вызывало умиление.
И странное дело, если не в утешение, то смягчая горе, она и подробности её жизни предстают в воспоминаниях ещё ярче и подробнее, словно воскрешая в памяти то, что давно уже забылось.
О моей с ней совместной работе в музее и не говорю. Несколько лет на Петровке мы фактически не разлучались, общаясь почти ежедневно, делая выставки и сменяющиеся экспозиции. Потом, когда она ушла в рукописный отдел и возглавила его, ни одна моя работа — будь то выставка, альбом или публикации в сборниках, — не обходилась без её участия, так что нас уже не разлучить. Женечка так дрожала за свои рукописи и документы, что никому не доверяла даже положить их в витрину: сама находила им достойное, на её взгляд, место среди остальных материалов. Ну и, конечно, регулярно встречались у неё в рукописных фондах при отборе материалов для выставок. Не говорю и о встречах у неё дома, у Нонны Марченко и её дочери — Ани Морозовой, у меня. Незабываемы наши совместные командировки на конференции и праздники в Орёл, Симбирск,
Каким же для Женечки было счастьем, даром судьбы (а для музея в особенности), сменив работу в других отделах и на других должностях, окончательно обосноваться в рукописных фондах, да ещё возглавить их — лучшей хозяйки не сыскать. Ведь её изначальная специальность — археография, работа с древнерусскими рукописями и в результате — богатейший текстологический опыт.
Подобную нежность и трепетность (а не только профессиональный восторг), с которыми она держала в руках рукописи, рассказывала о них и размещала в витринах, я не замечала ни у одного музейщика. Видимо, это свойственно только тем немногим, кто способен испытывать это редкое чувство, и такую же ответную нежность она пробуждала к себе в других.
Но погрузившись в рукописи и проблемы своего отдела, Женечка сохранила страсть к экспозиционной работе, для которой у неё были все данные: безупречный, изысканный вкус, любовь к вещам, воображение, чувство композиции и ощущение пространства. Помню, как она подкрадывалась ко мне во время раскладок и ласковым, воркующим голосом просила разрешения заняться витринами. Иногда совершала «диверсии», как, например, на выставке
Второй любовью Женечки после основной специализации были декабристы, чем она увлеклась уже в музее. Она рассказывает об этом в интервью
Уникальность Женечки — редкое соединение в одном человеке стольких бесценных черт: блестящих профессиональных способностей, высоких нравственных достоинств, совершенного воплощения женской природы в её типичных и лучших проявлениях и несравненной красоты.
Генриетта Медынцева
Памяти Евгении Михайловны Варенцовой
Милые подарки,
теплые слова.
В сердце нету страха.
В сердце — ты жива.
Ты была прекрасна.
Господи! Была…
В небе велегласно
Бьют колокола.
Мудрого совета,
Радости, тепла,
В ореоле света
Жизнь твоя текла.
Что такое счастье?
Светит свет во тьме.
Доброе участье
Ты дарила мне.
Больше нет вопросов.
Как цветет весна!
К сонму Мироносиц
Ты приобщена.
Во Вселенной
Ныне навсегда —
Просто вспышка Света —
новая звезда.
4 мая 2023
Людмила Хлюстова
Женя
Когда я пришла на работу в музей, а произошло это летом 1978 года, и всего через пару месяцев, осенью, оказалась в
Потом меня не раз поражало, как самозабвенно Нонна Марченко (19392007), Женя и Зоя Гротская (19422020) обсуждали нюансы экспозиционного решения, включения в экспозицию того или иного предмета: мог или не мог вот именно так стоять этот стул?.. А чем мог быть этот стул обит?.. А рамочка — могла или не могла она обрамлять этот портрет?.. Всем этим дискуссиям предшествовала тщательная подготовка: изучение текстов, мемуаров, изображений, архивных материалов, художественных альбомов, консультации с
Тем поразительнее было это копание в делах давно минувших дней, что занимались им три красивые и молодые женщины, а Женя среди них была самой молодой и просто светилась своей изысканной красотой.
Всё это происходило в тот период жизни, который можно отнести к детству, когда мы имели еще право чувствовать себя детьми, потому что были живы и здоровы наши родители. Мы состязались в гостеприимстве на многолюдных днях рождениях и именинах с домашними пирогами, испеченными нашими мамами, и с водкой, настоянной на клюкве или на четырех сортах коктебельской полыни, изумительного изумрудного цвета, которую делал Женин папа… Тем не менее к выбранной профессии мы относились вполне осознанно и самоопределялись в ней очень осмысленно.
Жизнь Жени в профессии была многообразной, яркой, хотя непростой и извилистой, и, в конце концов, сделав немало экспозиций и публикаций в самых разных и престижных изданиях вроде «Панорамы искусств», например, она оказалась очень на своем месте, перейдя в отдел рукописных фондов. Далось ей это немалыми испытаниями и несвойственным ей терпением, но в итоге она этот отдел возглавила. Вот на этот период и пришлась наша главная, вероятно, совместная работа с ней — каталог фонда
Женя — опытный археограф, участвовавший не в одной подобной работе. Полагаю, что библиография ее работ должна выглядеть вполне убедительно. Но рукописи
Мы редко встречались последнее время: сначала пандемия, потом — переезд рукописного отдела… Но говорили по телефону, и ее улыбающийся голос журчал вполне звонко и оптимистично, мы продолжали строить планы, уточняли и доделывали Женину статью для сборника «
Татьяна Соколова