Музей Серебряного века
29 октября 2025 – 1 февраля 2026
Выставка приурочена к 100-летию памяти поэта Сергея Есенина и основана на богатейшей коллекции Гослитмузея – редчайших автографах, фотографиях, книгах, давно ставших библиографической редкостью, интереснейшем изобразительном материале.
Имажинисты – литературное объединение русских поэтов, возникшее «на излете» эпохи Серебряного века – ярчайшая поэтическая группа, кометой пронесшаяся над горизонтом отечественной словесности в 1918 – 1925 годах. Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Само определение – «имажинизм» происходит от латинского слова – imago – образ. Основное выразительное средство имажинистов – метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов – прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерными были эпатаж и анархические мотивы.
Имажинисты устраивали творческие вечера в артистических кафе, выпускали множество авторских и коллективных сборников, издавали журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Ими были созданы издательства: «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. Анатолия Луначарского, что дало им возможность ездить и выступать уже по всей стране.
Важнейшей вехой для имажинизма стало присутствие в их рядах Сергея Есенина. Некоторое время Есенин возглавлял это движение. Так, его трактат «Ключи Марии» (1918) был принят участниками группы и даже объявлен книгой, передающей «философию имажинизма». Есенина привлекло стремление имажинистов к художественной свободе, независимости от диктата сверху, творческая смелость, образотворчество, стремление к яркой метафоричности языка. Установки имажинизма сказались в таких ярких стихотворениях Есенина, как «Хулиган» (1919) и «Исповедь хулигана» (1920), в поэмах «Кобыльи корабли» (1919) и «Сорокоуст» (1920), в лирико-драматической поэме «Пугачев» (1921) и многих других произведениях.