Выставки

«Мы были музыкой во льду. Часть 2. Комментарии»

Дом-музей Б.Л. Пастернака

30 мая - 30 сентября
Адрес
Москва, поселение Внуковское, пос. Переделкино, ул. Павленко, д. 3
«Новопеределкино»
График работы
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс 11:00–18:00 (касса до 17:30)
ПН Выходной день

«Мы были музыкой во льду. Часть 2. Комментарии»

30 мая 2022 — 30 сентября 2022

Выставка «Мы были музыкой во льду» посвящена не столько сюжету из биографии Бориса Пастернака, сколько написанному им в 1922–1928 годах тексту, позволяющему этот сюжет рассмотреть в подробностях (поэма «Высокая болезнь»). Речь идет о недолгом сотрудничестве Пастернака с Лефом (Левый Фронт искусств) и о его не вполне удавшейся попытке выполнить «социальный заказ» на создание «героического произведения о революции», то есть эпоса. Первая редакция «Высокой болезни» выходит в январском номере журнала «Леф» (1923 г.), а к 1927-му году поэт разрывает отношения с творческим объединением, требовавшим от художника «литературы факта», «документальности», «производственного искусства», но к тексту «Высокой болезни», тем не менее, возвращается и в 1928 году в журнале «Новый мир» публикует вторую (переработанную) редакцию поэмы. Почему он это делает?

Первая часть выставки «Мы были музыкой во льду» была посвящена собственно тексту «Высокой болезни», заслужившему репутацию «трудного», поскольку реалии действительности, запечатленные в поэме, со временем утратили свою очевидность, ушли в прошлое и просто забылись.

Теперь из некоторой дали
Не видишь пошлых мелочей.
Забылся трафарет речей,
И время сгладило детали,
А мелочи преобладали.

Пастернаковский текст, написанный «по горячим следам» упомянутого события, оказался текстом «на вырост». Чего не могла, разумеется, знать Марина Цветаева, оценившая поэму, как «предательство Лирики» и не дожившая даже до замысла «Доктора Живаго», в котором при внимательном чтении обнаруживаются подробности послереволюционного времени, схваченные Пастернаком в поэме, как в эскизе. Художественный язык автора «Высокой болезни», редкого качества метонимии и способность «протоколировать» «пошлые мелочи» делает его идеальным и, в каком-то смысле, опасным свидетелем.

Сегодня кажется, что без комментариев специалистов сквозь этот текст не проберешься, настолько он перенасыщен неизвестными нам деталями времени. Однако трехмесячная работа первой части выставки, которая так и называлась — «ТЕКСТ», показала, что многим посетителям достаточно эмоционального воздействия самого текста, способного в особо чувствительных читателях расширить границы воображения и превратить их в доверенного конфидента.

Вторая часть выставки «Мы были музыкой во льду» называется «Комментарий» и, кажется, этим все сказано. Однако это скорее художественный образ самого процесса комментирования, того, чем занимаются вознамерившиеся восстановить «реалии времени», — имеется в виду исследование мемуарных и художественных текстов современников Пастернака, газетных публикаций, официальных документов и частной переписки. Делает ли все это добытое специалистами знание менее трудным текст «Высокой болезни»? Или все-таки лишает очарования «таинственности»? Это и предстоит нам всем узнать, пустившись в путешествие по выставке.

Куратор выставки: Ирина Ерисанова

Информационный центр: +7 495 695-53-08 / ex@goslitmuz.ru

Дом-музей Б. Л. Пастернака
Переделкино, ул. Павленко, 3

ПОДРОБНЕЕСкрыть

Фотографии