Коллекции

Персональные коллекции

Собрание В.Г. Белинского

Самая значительная часть коллекции Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848), и по количеству, и по художественной ценности, – иконография критика. Она включает два портрета в оригинальной технике конца XIX в. – малоизвестную пастель П. Боклевского (предположительно конца 1880-х), впервые за много лет выставленную на юбилейной экспозиции музея «Взгляд на русскую литературу» к 200-летию критика в 2011, и масляный этюд лучшего портретиста Белинского – И. Астафьева [1879]; литографии, гравюры и фототипии почти со всех существующих оригинальных работ: Н. Мартынова (воспитанника Константиновского Межевого института, 1838), К. Горбунова (1843 и 1848), И. Астафьева (1881 и 1890-е) и небольшого рисунка Е. Языковой (май 1848, за несколько дней до смерти). Среди портретов XX в. – два карандашных (Н. Аввакумова, 1941 и Н.Жукова, 1948), гравюра П. Павлинова, офорт О. Дмитриева «Белинский за работой» (1948). Есть также изображения Белинского в группах: «Кружок Н.В. Станкевича» (рисунок тушью неизвестного художника начала 1830-х); «В московской гостиной 1840-х годов» (хромолитография с картины Б. Кустодиева, 1912), «Белинский читает свою драму «Дмитрий Калинин» в кружке студентов» (акварель В. Милашевского, 1938).

Биографические материалы содержат семейные фотографии, старые фотооткрытки и снимки советского времени с видами родных мест критика в Чембаре и Пензе, карандашный вид г. Чембара (рисунок Б. Лебедева. 1947), литографированное и фотографическое изображения могилы, фотографии залов музея Белинского в Чембаре и юбилейных выставок в Москве. Большую документальную ценность представляют две крупноформатные фотографические группы участников юбилейных торжеств в Пензе в 1898 и 1911.

В рукописных фондах хранятся письма Белинского к родным, письмо к приятелю – И.И. Ханенко; стихотворение М. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски», переписанное рукой Белинского; списки письма к Гоголю (1899); переписка А.Н. Пыпина по поводу сбора материалов для биографии Белинского; рукопись писателя и переводчика А.Н. Бородина с воспоминаниями о критике; папка Луначарского с бумагами, касающимися судьбы Чембара, в связи с 75-летием со дня смерти Белинского; автограф статьи о критике Г. Чулкова; юбилейные материалы разных лет, начиная с 1898 (пригласительные билеты, программы, газетные вырезки).

В книжных фондах находятся первые публикации и отдельные (посмертные) издания статей Белинского, собрания сочинений разных лет (среди них первое собрание сочинений под редакцией К. Солдатёнкова и Н. Щепкина, 1859–1862, и полное собрание сочинений в 12 томах под редакцией и с примечаниями С.А. Венгерова. СПб, 1900–1917); дореволюционные и современные исследования, в том числе с дарственными надписями Ю. Оксмана и К. Богаевской – Н. Анциферову, П. Сакулина – Н. Лернеру.

Библиографическую редкость представляет трёхтомное издание писем Белинского (СПб, 1914) с двумя редчайшими экземплярами второго тома: одного – из числа 25 книг, вышедших без цензурных пропусков, другого – с рукописными вставками исключённых цензурой мест.

Есть и реликвии: учебник («Руководство к механике»), подаренный гимназисту-Белинскому при переходе в 3-й класс, и книга из его библиотеки с владельческой надписью.

Собрание И.А. Гончарова

См. подробнее: Урюпина А.С. Автографы И.А. Гончарова на книгах и фотографиях в фондах Государственного Литературного музея // Материалы V Международной научной конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова: сборник статей. Ульяновск, 2012, с. 453–460.

Ценность небольшой по объёму коллекции Ивана Александровича Гончарова (1812–1891) в ГЛМ – её двойная мемориальность: многие материалы поступили от родственников и от биографа писателя – замечательного исследователя и выдающейся личности М.Ф.Суперанского. Гончаровская коллекция была значительно богаче, но в 1941 из Литературного музея был изъят НКВД и отправлен в ЦГАЛИ архив Суперанского (от изъятого архива в музее остался изобразительный и книжный материал).

Иконография Гончарова включает один портрет в оригинальной технике – акварель И. Раулова (1868), два десятка фотографий, в том числе с автографами (и это совсем немало, учитывая нелюбовь Гончарова к фотографам!), литографии П. Бореля (из галереи А.Мюнстера) и И. Пожалостина. Среди редких фотографий – писатель на групповом снимке вместе с офицерами фрегата «Паллада» (Портсмут. Англия. [Ноябрь-декабрь 1852]), визитная, с собакой Мимишкой 1858–1860-го, поздняя (А. Деньера) конца 1880-х.

В коллекции 30 первоклассных иллюстраций в оригинальной и печатной графике. Из них пять принадлежат художникам XIX в. (тонолитографии и цинкографии с рисунков В. Пукирева 1880-го, К. Трутовского 1869-го и Н. Оболенского 1888-го), остальные – советским авторам: Оресту Верейскому (8 илл. к «Обыкновенной истории». 1951, бумага, карандаш), Сарре Шор (12 илл. к «Обломову», офорты; вошли в издание «Academia», 1936), М.С. Шервинской (4 илл. к «Обрыву»; 1940–41, бумага, карандаш).

Биографические материалы представлены двумя большими карандашными фамильными портретами – матери Гончарова и крёстного Н.Н. Трегубова (бумага, карандаш; крупноформатные), 4 акварельными портретами лиц из окружения писателя, фотографиями родственников, открытками с видами Симбирска конца XIX – начала XX в. и двумя мемориями – акварельными рисунками на рисовой бумаге с изображением райских птиц, приобретёнными Гончаровым в Японии (из архива Суперанского).

Среди писем и документов – единственное сохранившееся письмо Тургенева к Гончарову от 2/14 января 1868, письмо Гончарова к А.К. Толстому от 27 февраля 1867, письмо в Комитет по изданию сборника «Складчина» от 22 января 1874.

Собрание насчитывает 17 автографов Гончарова на книгах, первые и прижизненные издания и публикации. В редчайшем издании «Каталога выставки в память И.А.Гончарова в Симбирске 6–15 июня 1912 г.», составленного М.Ф. Суперанским, значатся многие материалы коллекции, в том числе те рукописи и документы, что были изъяты из фондов Литературного музея и переданы в ЦГАЛИ. Работу над каталогом и его выход в свет комментируют оставшиеся в ГЛМ письма Суперанского.

Собрание А. Н. Толстого

Писатель Алексей Николаевич Толстой (1883 — 1945) не был коллекционером с чётко обозначенными границами интересов. Он был страстным собирателем произведений искусств, в которых видел изюминку сюжета, червоточинку интриги. Приобретал вещи, которые будоражили его творческую фантазию, помогали реализовывать его творческий принцип ? «для того чтоб писать, я должен видеть». Видеть не саму вещь с её реальной историей, а её творческие возможности на просторах его буйной фантазии. Предметы старины в его литературном мире — полноправные герои: как и вымышленные персонажи, они проживают свою историю, которая могла переписываться вопреки научным атрибуциям.

Пополнение коллекции писателя — это захватывающая история о случайных находках, непомерных тратах, подарках друзей и неоправданных ожиданиях, но никогда — разочарованиях. Любой предмет в доме писателя обретал свое место и утрачивал статус шедевра: вещи не хранили — ими пользовались, их наполняли повседневностью и бытовой значимостью.

Ценность обширного собрания, которое поступило в Государственный литературный музей по завещанию вдовы писателя Л. И. Толстой в 1983 году, определяется не только художественной ценностью предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и мебели, но и научным потенциалом этого источника для изучения творчества писателя.