Коллекции

Коллекция лубков

Лубки, или, как их ещё называют, народные картинки, на протяжении веков считались самым массовым видом изобразительного искусства на Руси.

В России лубки появились в XVII веке. На первых порах большинство из них имело религиозное содержание, служило пособием для церковного образования и предназначалось для объяснения норм христианской этики и морали. Но были и светские листы. Их называли «потешными», или «балагурниками». Печатались картинки с деревянных или медных досок, раскрашивались вручную, а затем разносились офенями по городам и весям. В то время лубками украшали и царские дворцы, и боярские хоромы, и избы состоятельных крестьян.

С развитием светского искусства лубок в России постепенно «отступал», превращаясь в «низкий» жанр. Но, уйдя из дворцов и особняков, он стал истинно народным: по многообразию тем, сюжетов и действующих персонажей.

Тематика лубков очень разнообразна: она охватывает сюжеты религиозные и нравоучительные, былинные и сказочные, исторические и медицинские. Картинки, как правило, сопровождают назидательные или шутливые тексты, повествующие о нравах и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор. Когда в 1824 году на заседании Московского общества любителей российской словесности было предложено прочитать сообщение о лубках, некоторые из присутствующих, как значится в документах, «даже сомневались, можно ли и должно допустить рассуждение в их обществе о таком пошлом площадном предмете, как народные картинки, предоставленные в удел черни».

Сегодня пора подобных сомнений ушла в прошлое. Лубки входят в собрания крупнейших музеев. Им посвящают специальные выставки. О них пишут научные исследования. Художники стилизуют под них свои работы.

Государственный литературный музей по праву гордится коллекцией лубков. В её основе лежит собрание Сократа Александровича Клепикова (1895–1978), замечательного учёного и великого коллекционера, в 1930–1940-х годах работавшего в музее и заложившего базу музейного фонда лубков. На сегодняшний день он насчитывает около одиннадцати тысяч листов и считается одним из лучших в России.

Фотографии

Славный Сильный и Храбрый Витязь Еруслан Лазаревич. Едет на Чудо великом Змее о трех головах; а Прекрасная Царевна Анастасия Вахрамеевна встречает его. Москва: Издание: А. Абрамова, 1859 Литография.
Сильный Храбрый Богатырь Илья Муромец. Москва 1820–1830-е. Гравюра на меди, раскрашенная от руки.
Мыши кота погребают. Москва. 1820–1830-е. Гравюра на меди, раскрашенная от руки.
Баба Яга едет с крокодилом драться. Москва, XVIII век. Гравюра на дереве, раскрашенная от руки.
Слон и Моська. Москва: Издание Е. Яковлева, 1857. Литография, раскрашенная от руки.
Сильный Богатырь Алеша Попович. Москва, XVIII век. Гравюра на дереве, раскрашенная от руки.
Поход Славного Рыцаря Колеандра Лодвика. Москва, XVIII век. Гравюра на дереве, раскрашенная от руки.
Славный сильный и храбрый Богатырь Иван Царевич сын Царя Выслава Андроновича едет на Сером Волке везет Жар Птицу и Елену Прекрасную на златогривом коне. Москва: Издание А. В. Морозова, 1874. Литография, раскрашенная от руки.
История о храбром и сильном витязе Бове Королевиче и о смерти отца его. Москва, 1820–1830-е. Гравюра на меди, раскрашенная от руки.
Яга Баба едет с коркодилом драться. Москва, XVIII век. Гравюра на дереве, раскрашенная от руки.
Яга Баба с мужиком с плешивым стариком скачут. Москва, XVIII век. Гравюра на дереве, раскрашенная от руки.
Кот казанский, ум астраханский. Москва, XVIII век. Гравюра на дереве, раскрашенная от руки.
Птица Сирин святаго и блаженнаго рая. Поморский художник, 1830-е. Чернила, акварель, позолота.
Мыши Кота погребают. Москва, 1820–1830-е. Гравюра на меди, раскрашенная от руки.
Без дальнего разговора я — обжора. Птичий ловец Митрошка удалой молодец (Ларюха Обжора и Митрошка Птицелов). Москва, 1822–1825. Гравюра на меди, раскрашенная от руки.
Чепуха для смеху народу на потеху. Москва: Издание А. В. Морозова, 1866. Литография, раскрашенная от руки недруга своего провожают.
Трудолюбивый медведь. Москва: Издание Е. Яковлева, 1857. Литография, раскрашенная от руки.