Литературный клуб для подростков — это познавательное и нескучное изучение важных тем, которые затрагивают самые интересные произведения мировой литературы. На наших встречах мы вместе читаем, обсуждаем, учимся правильно анализировать и разбирать структуру произведения. В рамках обширной школьной программы и дополнительного списка литературы невозможно успеть рассмотреть детали. В клубе мы можем сосредоточиться на ярком эпизоде, иллюстрирующем важную тему. Молодые люди откроют для себя неожиданные стороны знакомых книг, узнают о литературных стилях, об истоках создания произведения, и самое главное — научатся получать от чтения удовольствие.
Для увлекательного путешествия по литературным мирам необходимо овладеть нехитрыми читательскими навыками, и мы этому научим! Каждое произведение — это загадка, которую следует отгадать читателю. Поэтому подготовленный читатель уверенно ориентируется в художественном тексте, видит в нем разные слои и знает, как найти «ключи» к пониманию произведения и замыслу автора.
На занятиях мы обсудим основные понятия теории литературы и научимся правильно их применять при анализе текста: сюжет и фабула, жанры и литературные формы, метафора и метонимия, цитаты и аллюзии. Разбирая конкретный текст, мы будем подробно останавливаться на определенном теоретическом понятии, о котором так любят спрашивать коварные составители ЕГЭ. Встречи клуба «Книжная полка» для подростков проходят в формате живого обсуждения произведений школьной программы.
Чтобы занятие было полноценным и полезным, рекомендуем приходить на обсуждения подготовленными, то есть предварительно прочесть обсуждаемое произведение или хотя бы его краткое содержание.
Занятия проходят по четвергам в 18:30
Продолжительность: 60–90 мин.
Ведущая: Наталья Леонова, литературный работник и редактор, выпускница Литературного института имени А. М. Горького, зав. сектором экскурсионной работы отдела «Дом И. С. Остроухова в Трубниках»
Справки по телефонам +7 495 695-46-18, +7 916 041-41-75 или по эл. почте litmuz@yandex.ru
По абонементу можно посещать любые занятия для детей или встречи для взрослых, входящие в программу литературного клуба «Книжная полка»
Купить абонемент на 5 занятий Купить абонемент на 10 занятий
Программа
16 февраля
Детективный метод Конан Дойла: расследования Шерлока Холмса
Детектива Шерлока Холмса знает вся планета. Он умный, талантливый, загадочный, а его дедуктивный метод вызывает всеобщий восторг. Что же такое детективный жанр в литературе и какие характеристики существенно отличают его от других произведений? Как родился этот жанр в конце XIX века в эпоху реализма и какими элементами наполнился в XXI веке? Проанализируем расследование Холмса в повести «Собака Баскервилей» и поймем, почему детективный сюжет захватывает внимание и держит в напряжении читателя до последней страницы. Сравним знаменитого сыщика с другими героями популярных детективов — мисс Марпл, Эркюлем Пуаро и комиссаром Мегрэ.
К занятию читаем повесть Конан Дойла «Собака Баскервилей»
Купить билет
16 марта
Литературная жизнь «маленького человека»: от Н. В. Гоголя до А. П. Чехова
Почему русских писателей интересовали судьбы «маленького человека» и кто он, этот «маленький человек»? Чем похожи истории, произошедшие с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, Макаром Девушкиным и Иваном Дмитричем Червяковым? Почему малейшее одобрение со стороны начальства воспринимается «маленькими людьми» с благоговением, граничащим с экстазом, а безотчётный страх вызывает смерть? Какие «гоголевско-достоевские канонические черты» имеют чеховские герои и чем кардинально отличаются от них?
К занятию читаем повесть Н. В. Гоголя «Шинель» и рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника»
Купить билет
13 апреля
Мистическая реальность: роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Идея бессмертия и вечной молодости всегда будоражила человечество и не перестает быть актуальной и в наше время. В мистическом романе Оскара Уайльда стареет портрет прекрасного Дориана Грея, а он сам по-прежнему остается молодым и позволяет себе делать что хочет, даже самое страшное и ужасное. Но за счет чего? И какой ценой? Как мистика в романе сплетается с реальностью? Почему это произведение относят к жанру романа воспитания, сравнивают с моральной притчей? Что сближает роман с «Фаустом» Гёте и что такое декаданс конца XIX века? Почему автор считал, что каждый может увидеть в его герое свои собственные грехи и пороки?
К занятию читаем роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Купить билет
11 мая
Ужасы и прелести взрослых сказок Андерсена
Ганс Христиан Андерсен — удивительный сказочник. Его сказки хорошо знакомы детям, они формируют первые представления о справедливости, добре и зле. Но для взрослых читателей у него есть сказочки серьезные. Многие из них заканчиваются не просто плохо, а жутко. В некоторых сказках Андерсен безжалостно убивает главных героев, после чего у читателей возникает много вопросов. Разберем структуру сказочного жанра, поймем истоки «расправы» Андерсена над своими героями («Ель», «Девочка со спичками», «Красные башмачки»), проанализируем произведения других взрослых сказочников.
К занятию читаем сказки Г. Х. Андерсона «Ель», «Девочка со спичками», «Красные башмачки»
Купить билет
14 сентября
Тождество и разность истории в историческом романе: «Учитель фехтования» Александра Дюма
Писатели и поэты стремятся запечатлеть настоящее, заглянуть в будущее и вспомнить о прошлом. Литературные сюжеты на исторические темы всегда дополнялись личной позицией автора, домыслами и слухами, самой разной информацией, которой он мог воспользоваться при составлении своего труда. Вот и получилось, что у А. С. Пушкина царь Борис Годунов приказал убить цесаревича Димитрия, а Сальери отравил Моцарта. Но есть и другая историческая проза, в которой автор добавил от себя совсем немного. В основу романа «Учитель фехтования» Александра Дюма легли рассказы и мемуары Полины Гёбль, супруги декабриста И. А. Анненкова. Узнаем, на что должен опираться исторический роман. Поговорим о правде и неправде в историческом литературном жанре.
К занятию читаем роман А. Дюма «Учитель фехтования»
Купить билет
19 октября
«Слезинка ребенка» в последнем романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
Будем обсуждать отношения между родителями и детьми, вопросы о Боге, свободе и морали в романе «Братья Карамазовы», задуманного Ф. М. Достоевским как первая часть эпического произведения «История Великого грешника». Участников ждет краткий разбор произведения: сюжет, главные герои и резонансные события, а также анализ разговора между Иваном Карамазовым и его младшим братом Алёшей — «Легенды о Великом инквизиторе», которую сам автор называл «кульминационной точкой» своего последнего романа.
К занятию читаем притчу о «Великом инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы»
Купить билет
16 ноября
«Счастье в нас самих»: программа жизни В. А. Жуковского и русский романтизм
Литературное направление под названием «романтизм» появилось в России после Отечествен¬ной войны 1812 года. Романтические произведения создавали Веневитинов, Баратынский, Дельвиг, Тютчев, Одоевский, Пушкин и другие. Но наиболее ярким романтиком России является, бесспорно, Василий Жуковский. Почти двадцать лет он определял развитие русской поэзии. По каким признакам и чертам можно отличить литературу романтизма и чем эти творения привлекательны в наше время? Затронем темы трудностей человеческой жизни, настоящей дружбы, таинственных явлений, реального и идеального мира, анализируя элегию «Море».
К занятию читаем В. А. Жуковского «Море»
Купить билет
14 декабря
«Ох уж эта любовь!»: А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
Любовь — это прекраснейшее из чувств, которое может испытывать человек. Любовь бывает взаимной, неразделенной, запретной и божественной. Преображающая сила любви, сострадание, достоинство, честь и жертва — обо всем этом мы поговорим на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Максим Горький очень высоко оценил эту работу и написал: «... какая превосходная вещь „Гранатовый браслет“... Чудесно! И я рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература». Поговорим о любви?
К занятию читаем повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Купить билет
Дом И. С. Остроухова в Трубниках
Трубниковский пер., 17
ст. м. «Баррикадная», «Арбатская», «Смоленская»