+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Детям
  3.  Литературный клуб «Книжная полка»
  4.  Программа для подростков 14–16 лет
  5.  «Книжная полка» для подростков 14–16 лет

«Книжная полка» для подростков 14–16 лет

Литературный клуб для подростков — это познавательное и нескучное изучение важных тем, которые затрагивают самые интересные произведения мировой литературы. На наших встречах мы вместе читаем, обсуждаем, учимся правильно анализировать и разбирать структуру произведения. В рамках обширной школьной программы и дополнительного списка литературы невозможно успеть рассмотреть детали. В клубе мы можем сосредоточиться на ярком эпизоде, иллюстрирующем важную тему. Молодые люди откроют для себя неожиданные стороны знакомых книг, узнают о литературных стилях, об истоках создания произведения, и самое главное — научатся получать от чтения удовольствие.

Для увлекательного путешествия по литературным мирам необходимо овладеть нехитрыми читательскими навыками, и мы этому научим! Каждое произведение — это загадка, которую следует отгадать читателю. Поэтому подготовленный читатель уверенно ориентируется в художественном тексте, видит в нем разные слои и знает, как найти «ключи» к пониманию произведения и замыслу автора.

На занятиях мы обсудим основные понятия теории литературы и научимся правильно их применять при анализе текста: сюжет и фабула, жанры и литературные формы, метафора и метонимия, цитаты и аллюзии. Разбирая конкретный текст, мы будем подробно останавливаться на определенном теоретическом понятии, о котором так любят спрашивать коварные составители ЕГЭ. Встречи клуба «Книжная полка» для подростков проходят в формате живого обсуждения произведений школьной программы.

Чтобы занятие было полноценным и полезным, рекомендуем приходить на обсуждения подготовленными, то есть предварительно прочесть обсуждаемое произведение или хотя бы его краткое содержание.

Занятия проходят по четвергам в 18:30

Продолжительность: 60–90 мин.

Ведущая: Наталья Леонова, литературный работник и редактор, выпускница Литературного института имени А. М. Горького, зав. сектором экскурсионной работы отдела «Дом И. С. Остроухова в Трубниках»

Справки по телефонам +7 495 695-46-18, +7 916 041-41-75 или по эл. почте litmuz@yandex.ru

По абонементу можно посещать любые занятия для детей или встречи для взрослых, входящие в программу литературного клуба «Книжная полка»

Купить абонемент на 5 занятий     Купить абонемент на 10 занятий

Программа

16 февраля
Детективный метод Конан Дойла: расследования Шерлока Холмса

Детектива Шерлока Холмса знает вся планета. Он умный, талантливый, загадочный, а его дедуктивный метод вызывает всеобщий восторг. Что же такое детективный жанр в литературе и какие характеристики существенно отличают его от других произведений? Как родился этот жанр в конце XIX века в эпоху реализма и какими элементами наполнился в XXI веке? Проанализируем расследование Холмса в повести «Собака Баскервилей» и поймем, почему детективный сюжет захватывает внимание и держит в напряжении читателя до последней страницы. Сравним знаменитого сыщика с другими героями популярных детективов — мисс Марпл, Эркюлем Пуаро и комиссаром Мегрэ.
К занятию читаем повесть Конан Дойла «Собака Баскервилей»

Купить билет

16 марта
Литературная жизнь «маленького человека»: от Н. В. Гоголя до А. П. Чехова

Почему русских писателей интересовали судьбы «маленького человека» и кто он, этот «маленький человек»? Чем похожи истории, произошедшие с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, Макаром Девушкиным и Иваном Дмитричем Червяковым? Почему малейшее одобрение со стороны начальства воспринимается «маленькими людьми» с благоговением, граничащим с экстазом, а безотчётный страх вызывает смерть? Какие «гоголевско-достоевские канонические черты» имеют чеховские герои и чем кардинально отличаются от них?
К занятию читаем повесть Н. В. Гоголя «Шинель» и рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника»

Купить билет

13 апреля
Мистическая реальность: роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Идея бессмертия и вечной молодости всегда будоражила человечество и не перестает быть актуальной и в наше время. В мистическом романе Оскара Уайльда стареет портрет прекрасного Дориана Грея, а он сам по-прежнему остается молодым и позволяет себе делать что хочет, даже самое страшное и ужасное. Но за счет чего? И какой ценой? Как мистика в романе сплетается с реальностью? Почему это произведение относят к жанру романа воспитания, сравнивают с моральной притчей? Что сближает роман с «Фаустом» Гёте и что такое декаданс конца XIX века? Почему автор считал, что каждый может увидеть в его герое свои собственные грехи и пороки?
К занятию читаем роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Купить билет

11 мая
Ужасы и прелести взрослых сказок Андерсена

Ганс Христиан Андерсен — удивительный сказочник. Его сказки хорошо знакомы детям, они формируют первые представления о справедливости, добре и зле. Но для взрослых читателей у него есть сказочки серьезные. Многие из них заканчиваются не просто плохо, а жутко. В некоторых сказках Андерсен безжалостно убивает главных героев, после чего у читателей возникает много вопросов. Разберем структуру сказочного жанра, поймем истоки «расправы» Андерсена над своими героями («Ель», «Девочка со спичками», «Красные башмачки»), проанализируем произведения других взрослых сказочников.
К занятию читаем сказки Г. Х. Андерсона «Ель», «Девочка со спичками», «Красные башмачки»

Купить билет

14 сентября
Тождество и разность истории в историческом романе: «Учитель фехтования» Александра Дюма

Писатели и поэты стремятся запечатлеть настоящее, заглянуть в будущее и вспомнить о прошлом. Литературные сюжеты на исторические темы всегда дополнялись личной позицией автора, домыслами и слухами, самой разной информацией, которой он мог воспользоваться при составлении своего труда. Вот и получилось, что у А. С. Пушкина царь Борис Годунов приказал убить цесаревича Димитрия, а Сальери отравил Моцарта. Но есть и другая историческая проза, в которой автор добавил от себя совсем немного. В основу романа «Учитель фехтования» Александра Дюма легли рассказы и мемуары Полины Гёбль, супруги декабриста И. А. Анненкова. Узнаем, на что должен опираться исторический роман. Поговорим о правде и неправде в историческом литературном жанре.
К занятию читаем роман А. Дюма «Учитель фехтования»

Купить билет

19 октября
«Слезинка ребенка» в последнем романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Будем обсуждать отношения между родителями и детьми, вопросы о Боге, свободе и морали в романе «Братья Карамазовы», задуманного Ф. М. Достоевским как первая часть эпического произведения «История Великого грешника». Участников ждет краткий разбор произведения: сюжет, главные герои и резонансные события, а также анализ разговора между Иваном Карамазовым и его младшим братом Алёшей — «Легенды о Великом инквизиторе», которую сам автор называл «кульминационной точкой» своего последнего романа.
К занятию читаем притчу о «Великом инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы»

Купить билет

16 ноября
«Счастье в нас самих»: программа жизни В. А. Жуковского и русский романтизм

Литературное направление под названием «романтизм» появилось в России после Отечествен¬ной войны 1812 года. Романтические произведения создавали Веневитинов, Баратынский, Дельвиг, Тютчев, Одоевский, Пушкин и другие. Но наиболее ярким романтиком России является, бесспорно, Василий Жуковский. Почти двадцать лет он определял развитие русской поэзии. По каким признакам и чертам можно отличить литературу романтизма и чем эти творения привлекательны в наше время? Затронем темы трудностей человеческой жизни, настоящей дружбы, таинственных явлений, реального и идеального мира, анализируя элегию «Море».
К занятию читаем В. А. Жуковского «Море»

Купить билет

14 декабря
«Ох уж эта любовь!»: А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

Любовь — это прекраснейшее из чувств, которое может испытывать человек. Любовь бывает взаимной, неразделенной, запретной и божественной. Преображающая сила любви, сострадание, достоинство, честь и жертва — обо всем этом мы поговорим на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Максим Горький очень высоко оценил эту работу и написал: «... какая превосходная вещь „Гранатовый браслет“... Чудесно! И я рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература». Поговорим о любви?
К занятию читаем повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Купить билет

Дом И. С. Остроухова в Трубниках
Трубниковский пер., 17
ст. м. «Баррикадная», «Арбатская», «Смоленская»




Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.