+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Детям
  3.  Литературный клуб «Книжная полка»
  4.  «Книжная полка» для подростков 14–16 лет

«Книжная полка» для подростков 14–16 лет

Произведения, попадающие в школьную программу, часто кажутся скучными, непонятными. На занятиях клуба предлагается по-новому взглянуть на школьный курс по литературе, открыть для себя неожиданные стороны знакомых произведений, а главное — научиться анализировать текст и получать от чтения удовольствие.

Но для того, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по литературным мирам, необходимо овладеть читательскими инструментами. Подготовленный читатель уверенно ориентируется в художественном тексте, видит в нем разные уровни, учится находить ключи к произведению, ведь каждое произведение — это загадка.

На занятиях мы обсудим ключевые понятия литературной теории и научимся правильно их применять при анализе текста: сюжет и фабула, жанры и стихотворные размеры, метафора и метонимия, цитаты и аллюзии. Разбирая конкретный текст, мы будем подробно останавливаться на определенном теоретическом понятии, о котором так любят спрашивать коварные составители ЕГЭ. Встречи клуба «Книжная полка» для подростков проходят в формате живого обсуждения произведений школьной программы.

Чтобы было и полезно, и интересно, на обсуждения рекомендуем приходить с прочитанным текстом. С нас печеньки, с вас — прочитанный текст.

Занятия проходят по четвергам в 18:00

Продолжительность: 60–90 мин.

Ведущий: Тимур Хайрулин

Справки по телефонам +7 495 695-46-18, +7 916 041-41-75 или по эл. почте litmuz@yandex.ru

По абонементу можно посетить пять любых занятий для детей или встреч для взрослых, входящих в программу литературного клуба «Книжная полка»

Купить абонемент на 5 занятий     Купить абонемент на 10 занятий

Программа

Блок 1. Вводные занятия

17 февраля
Архитектура художественного произведения. Литература как система

Что такое литература? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. Литературный текст удобно сравнивать с архитектурной постройкой: у текста имеются свои уровни-этажи, есть свой собственный материал (язык), своя особая форма. Каждое произведение уникально. К примеру, Пушкин называет «Евгения Онегина», который имеет стихотворный размер, рифму, — «романом в стихах». Разве роман — это не прозаический жанр? На занятии мы попробуем составить словарь основных понятий, которые пригодятся для дальнейшей работы с художественными текстами.

Купить билет

10 марта
Лирический текст как конструктор

Понятие «текст» произошло от латинского слова «textus» — что означает ткань, сплетение. Авторы очень часто вплетают в свое произведение фрагменты чужих высказываний, обыгрывают фразы персонажей из прошлого. На занятии попробуем отыскать цитаты, скрытые аллюзии в стихотворениях А. Ахматовой, Б. Пастернака, И. Бродского и других авторов.

Купить билет

Блок 2. Русское, фантастическое

21 апреля
За гранью логики: «Нос» Н. В. Гоголя

В фантастическом произведении часто встречается ситуация перехода из реального мира в мир необычной выдумки, в котором действуют другие законы пространства и времени. Гоголевские произведения изобилуют такими ситуациями: в повседневность вторгается абсурд, и майор Ковалев теряет свой нос. Какими приемами пользуется Гоголь, чтобы удержать внимание читателя? Как реализуется в тексте принцип гротеска? Обсудим это на занятии.

Купить билет

26 мая
Герой в новом дивном мире: антиутопия Е. И. Замятина «Мы»

Роман Евгения Замятина «Мы» стал прообразом зарубежных антиутопий Д. Оруэлла и О. Хаксли, хотя был написан гораздо раньше. Мир будущего, созданный Замятиным, — это мир, где царствует строгий логический порядок, симметрия, тотальная стерильность. Сам текст написан от лица главного героя — Д-503, строителя загадочного «Интеграла». Посмотрим, как в произведении используется дневниковая форма с целью приблизить читателя к пониманию тоталитарного мира. Познакомимся с понятием «точки зрения» и сравним антиутопию Замятина с оруэлловским романом «1984».

Купить билет

Блок 3. Сильные эмоции: страх, любовь и ненависть в русской литературе

15 сентября
Любовь: «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина

Критик и историк П. Вайль писал, что «на почве, увлажненной слезами бедной Лизы, выросли многие цветы сада российской словесности». Обсудим, как в эпоху сентиментализма изображались чувства и эмоции героев, чем отличается «внутренний мир» крестьянки и дворянина, попытаемся ответить на вопрос, как повлиял текст Карамзина на дальнейшее развитие русской литературы.

Купить билет

6 октября
Страх-1: Баллада В. С. Жуковского «Людмила»

В русской литературе есть множество текстов, которые призваны вселять ужас в читателя. К примеру, героиня баллады Василия Жуковского Людмила мчится на коне посреди темной ночи со своим мертвым женихом. Подходящий сюжет для фильма ужасов. На занятии мы поговорим о том, как анализировать лирический текст, что такое мотив, лирический сюжет, рефрен. И, конечно, поделимся друг с другом впечатлениями от прочитанного текста.

Купить билет

27 октября
Страх-2: «Гробовщик» А. С. Пушкина

«Повести Белкина» — это пушкинский эксперимент, его поиски новой прозы, «которая требует мыслей и мыслей». Какая же мысль заложена в истории с оживающими мертвецами и где тут связь с романтизмом? Какие жанровые формы пародировал Пушкин в своем тексте? Поговорим о понятиях гротеск, цикл, романтизм, а также о том, было ли у Пушкина чувство юмора.

Купить билет

Блок 4. Сны русской литературы

10 ноября
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: кошмары Раскольникова

Сны в романах Достоевского — это многозначные символы, требующие расшифровки. Как относились к снам в XIX веке? Заглянем в сонники того времени, чтобы правильно истолковать сновидения Раскольникова, в которых, к слову, предсказаны и будущие эпидемии, потрясшие человечество. Посчитаем количество «двойников» в романе, а также поговорим о жанре детектива и о том, как следователь Порфирий Петрович пытается разгадать тайну петербургского преступления.

Купить билет

8 декабря
Гамлет на диване. Роман И. С. Гончарова «Обломов»: сон о Рае

Сон Обломова — это вставная повесть в романе И. С. Гончарова, которой отводится довольно много места в тексте. В ней герою видится идиллический «чудесный край» уютной Обломовки. Все радости патриархального русского быта представлены в этом сне. Но какова его функция в рамках всего романа? Что этот сон сообщает нам о герое? Поговорим о мифологических контекстах романа «Обломов» и о том, почему герой все время лежит на диване.

Купить билет

Дом И. С. Остроухова в Трубниках
Трубниковский пер., 17
ст. м. «Баррикадная», «Арбатская», «Смоленская»




Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.