Детям
Чтение с приключением. Для подростков 10–14 лет
Занятия Центра творческого развития детей и подростков «Арка Марка»
Программа первого полугодия. «Нескучный словарь» (подробнее)
1. Фразеологизмы: кто заварил кашу и где зарыта собака? (28 сентября-29 сентября)
Некоторые из них мы употребляем, даже не задумываясь, какая старинная история кроется за выражением «подложить свинью» или «вешать лапшу на уши», а значение многих давно подзабыли. Вот только герои Чехова и Гоголя то «лезут на рожон», то «канителят» и «притопывают шпорой», как нам их сегодня понять? Исправим эту несправедливость! Расследуем происхождение загадочных идиом (устойчивых выражений) и потренируемся их правильно употреблять. В нашем распоряжении будет целый Фразеологический остров, жители которого общаются исключительно на образном языке.
2. Синонимы, антонимы, омонимы: бежать трусцой или нестись во весь опор? (12-13 октября)
Ничто так не разнообразит речь, как использование синонимов: Пушкин, например, владел ими виртуозно и, когда нужно, придумывал свои авторские варианты. Но иногда замена одного только слова меняет смысл текста кардинально... Будем приглядываться и прислушиваться к оттенкам и нюансам, искать созвучия и противоположности. Сколько непохожих историй на один и тот же сюжет получится, если каждый расскажет его своими словами? Проверим!
3. Метафоры и сравнения: золотые руки, каменное сердце и пестрошерстая кошка. (26-27 октября)
К теме метафор и сравнений, эпитетов и перифразов, мы возвращаемся снова и снова, потому что она неисчерпаема. Именно образное мышление превращает сухой буквальный текст в художественный, а его создателя – в писателя или поэта. У каждого – свой неповторимый образ моря, леса, неба... Будем строить воздушные замки из выдуманных кирпичей и распознавать давно знакомые явления под «зачарованными» именами. И кто знает, может быть, именно на этом уроке родится новый Маяковский или Есенин.
4. Архаизмы и историзмы: зашёл стряпчий в кухмистерскую. (9-10 ноября)
Шутка, что строки «ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке» совершенно не понятны детям, давно гуляет по интернету. Через сколько подобных слов, как через дремучий лес, зачастую приходится пробраться, пока постигнешь суть произведения. «Выи», «длани», «смерды», «лорнеты» и «ридикюли» наводняют тексты девятнадцатого века, а «хрущёвки», «избы-читальни» и «ударники» – книги века двадцатого. Так что же, перестать читать? Конечно же, нет: гораздо интереснее превратить поиск потерянных слов в увлекательное путешествие во времени.
5. Неологизмы: требуется новое слово! (23-24 ноября)
Ломоносов и Карамзин, Достоевский и Салтыков-Щедрин, не стесняясь, вводили в язык новые слова, если они были им необходимы. А футуристы и их последователи писали на целых выдуманных языках. Пришло и наше время пополнить язык неологизмами: возможно, не все из наших находок войдут в академические словари, но нет более полезного упражнения, чем словотворчество.
6. Мастерство диалога и монолога: а теперь поговорим! (7-8 декабря)
И театральная пьеса, и школьное выступление на сцене требует умения воспроизвести диалог или монолог, который зацепит внимание публики. Но сколько самых разных ошибок можно сделать при его написании? Оказывается, множество! От неправильного выбора тональности, не соответствующей характеру героя, до хождения по кругу и наводнения текста лишними подробностями. Разные герои должны говорить по-разному, на их речь влияет даже погода! А учиться будем у лучших драматургов: Грибоедова, Гоголя, Островского.
Программа второго полугодия. «Текст как конструктор» (подробнее)
7. Сюжет и композиция: как всё расставить по местам. (8-9 февраля)
И рассказ, и школьное сочинение, и большой эпический роман – это словесный «конструктор», где каждую деталь важно установить на своё место. Но какую же композицию выбрать? Обратную, кольцевую, линейную, зеркальную, монтажную? С композицией экспериментировали и Лермонтов, и Толстой. Неужели вариантов на самом деле так много... Посмотрим, как изменились бы известные произведения, если перекроить привычную композицию. И выберем лучшую для своей истории.
8. Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Изучи их все. (22-23 февраля)
Сочинения «Прекрасное лесное озеро», «Как я заблудился в лесу» и «Почему лес надо беречь» рассказывают о лесе, но относятся к трём разным типам речи и имеют свои секреты написания. Когда нам надо последовательно излагать события, когда образно рисовать словами, а когда логично рассуждать? Пройдём путь от рассказа о забавном случае из жизни до эссе на актуальные темы и определим, кому какое направление ближе.
9. Репортаж: в мире горячих новостей. (8-9 марта)
В свое время и Чехов, и Куприн, и многие другие классики успели поработать журналистами, а навык репортажа в дальнейшем помог им достичь литературных вершин. Когда имеешь дело с новостями, краткость и впрямь «сестра таланта», а броские заголовки тут и там конкурируют за внимание читателей. Попробуем издать свою импровизированную газету, не упустив ни одного информационного повода.
10. Какой пейзаж! Что вижу, о том пишу. (22-23 марта)
Золото осенних листьев, пушистые снежные шапки на ветвях деревьев, цветущие вишни – авторы мастерски переносят читателей в созданные ими миры, и мы всё видим так ярко, будто можем пощупать своими руками или даже вдохнуть аромат. Как создаётся эта волшебная иллюзия присутствия? Как описать атмосферу мрачного замка или уютного кабинета сыщика? Дремучего леса или шумной ярмарки? Будем путешествовать по разным локациям и, конечно же, описывать увиденное.
11. На стене висит портрет, а на нём герой, привет! (5-6 апреля)
Образ героя складывается из мельчайших деталей: это и внешность, и костюм, и речь, и поведение. Не все сыщики, не все принцессы и не все дети-волшебники, если они талантливо описаны, похожи между собой: провести сравнительную характеристику персонажей чрезвычайно интересно. Выдумать своих уникальных героев и описать их – тоже. Особенно если потом обменяться персонажами с коллегами, и никто заранее не будет знать, с каким героем ему придётся иметь дело в своей истории.
12. Ошибки, берегитесь! Мы вас больше не сделаем. (19-20 апреля)
В текстах начинающих авторов встречается большое количество досадных ошибок: почему бы не разобраться с ними разом? Скомканные финалы, путаница в фактах, сочетание несочетаемого, неподходящие заголовки, избыточный пафос, штампы и канцеляризмы... А самая главная ошибка – бояться сделать эти ошибки и ничего не писать, но это точно не про нас.
Ведущая: Валентина Дегтева, детская писательница, филолог и педагог
Расписание:
Субботние группы: 28 сентября, 12, 26 октября, 9, 23 ноября, 7 декабря 2024 г., 8, 22 февраля, 8, 22 марта, 5, 19 апреля 2025 г.
Воскресные очные группы: 29 сентября, 13, 27 октября, 10, 24 ноября, 8 декабря 2024 г., 9, 23 февраля, 9, 23 марта, 6, 20 апреля 2025 г.
Стоимость:
- годовой абонемент (12 занятий) — 8 400 руб.,
-
льготный абонемент на год (12 занятий): 6 000 руб. Льгота предоставляется при покупке абонемента для второго ребенка в семье.
Купить абонемент, вс, 11:00 - все абонементы проданы
Купить абонемент, сб, 12:40 - все абонементы проданы
Купить абонемент, вс, 12:40 - все абонементы проданы
Обратите внимание! Если возраст ребенка не соответствует возрастному ограничению курса, музей оставляет за собой право вернуть абонемент и не допустить до занятий.
Чтобы попасть в лист ожидания центра «Арка Марка», оставьте свои контакты в форме по ссылке. Мы обязательно свяжемся с вами, если у нас появятся места в заинтересовавшей вас группе.
Занятия проводятся в двух форматах: по субботам онлайн через платформу Яндекс.Телемост в 11:00, по воскресеньям — в центре «Арка Марка» в 11:00 и 12:40 раз в две недели.
Адрес и режим работы кассы:Зубовский бульвар, 15, стр. 1, первый подъезд
вт, пт, сб, вс — 11:00–17:30, ср, чт — 11:00–20:30, пн — выходной
Дом Любощинских — Вернадских
Зубовский бульвар, 15, стр. 1, второй подъезд
arkamarka@goslitmuz.ru
ВКонтакте | Telegram
+7 495 695-53-08
+7 977 575-08-51