Детям
Презентация осенних мастерских проекта «Только не я»
25 ноября 2020 года прошла презентация осенних
Ксения Белькевич, куратор проекта, заместитель директора ГМИРЛИ имени
Об арт-интенсиве
Мы подвели итоги большой работы, которая делалась большой командой. Если посчитать, то это 28 участников, 4 ведущих, 3 психолога, 2 технических администратора и я, как куратор; мы работали все вместе и искали ответы на вопросы: что мы знаем о травле, как мы можем повлиять на то, чтобы она встречалась как можно реже. И если не повлиять прямо сейчас, то оказаться в сообществе людей, кого волнует тема, кто разделяет общие ценности.
С конца октября по середину ноября в пространстве музея и онлайн работали три мастерские. Участники 11–15 лет прошли по 5–7 встреч, каждый работал в своей мастерской, выполнял свой проект. На презентации мы собрались не для того, чтобы
Проект «Только не я» — победитель конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда В. Потанина. Благодаря грантовой поддержке музей смог выйти в совершенно новую для себя область: тему травли, отношений, психологии, современного искусства и драматургии.
Екатерина Кочнева, актриса, режиссер, ведущая мастерской «Театр», которая проходила в музее очно
У нас был недельный интенсив. Радость от того, что это было оффлайн, нас всех захлестнула. Мы очень переживали, что театр придется подстраивать под
Мы вели мастерскую вдвоем с психологом Дарьей Молчановой. Перед интенсивом мы с Дашей крутили тему травли и пытались найти идею: что мы хотим, чтобы ребята поняли, узнали, пережили за период, когда мы с ними будем работать. Такой идеей стал «свидетель». Травля случается часто, почти каждый человек или ее испытывает на себе, или инициирует, или наблюдает со стороны. Нам было важно, чтобы ребята могли разделять эти роли, могли понять, что чувствует каждый персонаж в этой тройке, — и отдельно оценили бы возможности свидетеля. Ты вдруг видишь травлю — что ты видишь, что чувствуешь, что ты можешь сделать, пусть даже
Мне кажется, что у ребят очень здорово получилось. Они делали театральные этюды про себя, про ситуации, про которые им хочется сказать именно сейчас. Итог не всегда был напрямую связан с темой травли. Но мы выяснили, что роль свидетеля — это роль человека, очень внимательного к миру в целом. Это и стало ведущей темой показа.
Алексей Олейников, писатель, педагог, ведущий мастерской «Пьеса как опыт свободы», которая проходила очно и в
Для меня работа в драматургической мастерской — это новый опыт, попытка поработать в другом качестве и с другим языком. Отдельный вызов — тема мастерской, над которой пришлось поломать голову.
Понятно, что травля — это тот опыт, с которым сталкиваются почти все дети в нашей стране. У меня самого был опыт травли в школьном детстве. И моя книга «Соня из 7 „Буээ“» также условно строится вокруг ситуации травли. И, как у педагога, у меня есть опыт наблюдения за внешне благополучной школьной средой и за тем, как там зарождается травля.
Вообще травля — механизм самовоспроизводящийся, она как бацилла, она может проявиться в любом коллективе.
И правда, практически у всех пришедших в мастерскую есть опыт участия, наблюдения или переживания травли. Насилие — повсюду в нашем обществе, оно как воздух: микронасилие в детском саду, насилие в семье, насилие как язык, которым наше общество разговаривает.
И травля — это тоже язык, но он табуируется обществом, вытесняется. Взрослые предпочитают не видеть травли. Хотя у психологов давно для ее описания есть все инструменты, есть определение и понимание роли каждого из участников процесса травли.
А в обыденной речи — как отрезало. Но если мы знаем, как это устроено, значит, мы можем это победить. А если мы не знаем имени этого чудовища, то будет так: «Ну, это дети там просто балуются».
Пока чудовище не признаешь, не посмотришь в его глаза, его не победишь.
Я думаю, что, к сожалению, травля будет продолжаться, будет воспроизводить себя снова и снова, сам собой этот процесс не угаснет. Наша мастерская — возможность поговорить и начать осмыслять проблему хотя бы на уровне детей.
Пьесы участников арт-мастерской «Пьеса»
Августина Шамарина. Цепочка изменений. Мария Гиршевич. Линии и биология. Мария Косовова. Ника
Катя Порутчик и Оля Широкоступ, ведущие
Мы с самого начала выбрали
На презентации мы показали
Основная часть работы в группе — поиск общего, что нас всех интересует в теме травли, как мы можем об этом говорить. На теоретических занятиях мы вдохновлялись рассказами о современных художниках и их проектах, также вместе в онлайне мы умудрялись делать разные творческие упражнения. Индивидуальная работа — это работа над проектами. Каждый прошел свой путь от поиска идеи до ее воплощения, каждый писал свой текст, представлял идею и потом реализовал проект.
Женя Стратийчук, психолог
Самой зримой частью моей работы с группой стал
Я думаю, непросто оказаться в индивидуальной работе. Хоть и была очень мощная поддержка кураторов, все равно участники в
Презентация «Только не мы»
Контакты:
tolko_neya@goslitmuz.ru
ВКонтакте
+7 977-575-08-51