1-4 классы
- «В гости к писателю».
Первоначальное знакомство с творчеством А.И. Герцена, с особенностями быта старинного московского особняка, его обитателями – представителями творческой дворянской интеллигенции. - «Уголок старой Москвы, где еще цветут сирени».
Обзорная экскурсия по Музею для младших школьников, с посещением внутреннего сада усадьбы Яковлева-Герцена и прогулкой по окрестностям дома, где прошло детство писателя. - Тематическая экскурсия «Ванька».
На примере рассказа «Ванька» из детского цикла Чехова юные читатели смогут понять, что авторская позиция выражается по-разному. Школьники познакомятся с такими понятиями, как стиль художественной литературы и просторечия. - «Жизнь и творчество Лермонтова».
Экскурсия представляет собой рассказ о семье Лермонтова, его друзьях, о талантах в разных видах искусства, о наиболее знаменитых произведениях поэта: поэмах «Демон» и «Мцыри», романе «Герой нашего времени». - «Жизнь и творчество Корнея Чуковского».
Интерактивное путешествие по дому, соединяющее просветительский посыл с элементами драматургии. Экскурсия рассчитана на семейные группы посетителей. От комнат верхнего этажа, наполненных приметами жизни Куоккалы и Переделкина, посетители спускаются в столовую, оформленную родными Чуковского в 1960-е годы. Посещение завершается в «выставочной» комнате первого этажа, где новые издания книг Чуковского закрепляют его любимую мысль о себе самом: «Я – писатель-многостаночник».
Дом-музей А.И. Герцена
Телефон: 8 499 241-58-59
Дом-музей А.П. Чехова
Телефон: 8 495 691-38-37
Дом-музей М.Ю. Лермонтова
Телефон: 8 495 691-18-60
Дом-музей К.И. Чуковского
Телефон: 8 495 593-26-70
5-8 классы
- «Я служил на пользу России словом и делом…».
Обзорная экскурсия по дому-музею А.И. Герцена, ставящая целью всесторонне раскрыть многогранную деятельность А.И. Герцена – литератора, публициста, философа, создателя Вольной русской типографии. (Дом-музей А.И. Герцена) - «Война 1812 года – моя Илиада и Одиссея…».
Рассказ о войне 1812 года в строках «Былого и дум», в портретах и документах эпохи. - Авторская экскурсия «Научно-технический прогресс глазами А.И. Герцена».
Посетитель узнает о фантастическом плане «поездки на Луну» ближайшего друга Герцена Сергея Астракова, который в позапрошлом столетии, задолго до космической эры, мастерил модель межпланетного снаряда, испытывая его на Девичьем поле в Москве. Также будет заинтересован рассказом и о многих других чудесах науки. - «Лермонтов в Москве».
Жизнь Лермонтова с самого рождения была связана с Москвой. Мы рассказываем о московских годах жизни Лермонтова: об учебе в Московском университетском благородном пансионе и в Московском университете, о его друзьях и соседях, о первых литературных опытах и публикациях. - «Жизнь и творчество Лермонтова».
Экскурсия представляет собой рассказ о семье Лермонтова, его друзьях, о талантах в разных видах искусства, о наиболее знаменитых произведениях поэта: поэмах «Демон» и «Мцыри», романе «Герой нашего времени». - «Мир Лермонтова».
Мы рассказываем о круге чтения Лермонтова, о его философских воззрениях, его поэтическом языке. - «Салоны и кружки Серебряного века».
На экскурсии посетители узнают о литературном быте конца XIX – начала XX века: у кого, где, по каким дням недели собирались писатели, поэты и их поклонники, что и как они читали, общались, развлекались. - «Маленький человек в коротком рассказе».
Цель экскурсии – напомнить школьникам об эволюции темы «маленького человека» в русской классической литературе. На экскурсии посетители узнают, чем «маленький человек» Чехова отличается от «маленького человека» в произведениях его предшественников и современников.
Дом-музей А.И. Герцена
Телефон: 8 499 241-58-59

Дом-музей М.Ю. Лермонтова
Телефон: 8 495 691-18-60

Музей Серебряного века
Телефон: 8 495 680-86-83

Дом-музей А.П. Чехова
Телефон: 8 495 691-38-37
9-11 классы
- «Отечество мое – Москва…»
Рассказ о герценовских местах в Москве, его московских друзьях и знакомых, об отражении темы Москвы в творчестве А.И. Герцена. - «Декабристы разбудили Герцена?»
В ходе экскурсии ставится задача раскрыть влияние восстания 14 декабря 1825 г. на «нравственное пробуждение» А.И. Герцена; с помощью уникальных экспонатов прослеживается связь Герцена с декабристской темой на протяжении всей его жизни. - «Пройдем ли мы через школу «Былого и дум»?»
Рассказ об истории создания главного произведения А.И. Герцена – «Былое и думы» – широкой панорамы российской и европейской политической, общественной и культурной жизни 1840-1860-х годов с одной стороны и с другой – одной из самых исповедальных книг в русской литературе. - «Александр Герцен в эпицентре политической борьбы в России 60-х годов XIX века».
«Апогей» и «перигей» влияния «Колокола» и «Полярной звезды». Полемика с Катковым и «Русским вестником». «Польский вопрос» и освобождение крестьян: темы статей Герцена этого периода. - «Герцен и «молодая эмиграции»: Утин, Нечаев и прочие».
«К метлам! надобно кричать, а не к топорам!..» – Герцен, Огарев и общество «Земля и воля». Новое поколение революционеров, пытавшихся использовать «Колокол» как арену для своих политических воззваний. Ответ Герцена на «Письмо из провинции». - «Былое и думы» в контексте русской литературы XIX века».
Особенности жанра и композиции «Былого и дум». Традиции и новаторство воспоминаний Герцена в классической русской мемуаристике. - Авторская экскурсия «Научно-технический прогресс глазами А.И. Герцена».
Посетитель узнает о фантастическом плане «поездки на Луну» ближайшего друга Герцена Сергея Астракова, который в позапрошлом столетии, задолго до космической эры, мастерил модель межпланетного снаряда, испытывая его на Девичьем поле в Москве. Также будет заинтересован рассказом и о многих других чудесах науки. - «Литературоведение Корнея Чуковского».
экскурсия для взрослых и старших школьников иллюстрирует знаменитое чуковское «единство в многообразии». Этот его феномен — и в ранних занятиях литературной критикой, и в изучении истории русской и зарубежной литературы, и в переводах. Здесь неизвестная фотография на стене оборачивается увлекательной новеллой, которая, в свою очередь, соседствует с многолетней «линией жизни», — вроде поиска многих тысяч некрасовских строк или книги о Чехове, писавшейся более полувека. - «Чуковский и дети»
Экскурсия может начинаться рядом с домом-музеем Чуковского — предварительным походом посетителей вместе с экскурсоводом на костровую площадку и «поляну Бибигона». Это живой рассказ как о детских и взрослых годах внуков и детей самого Корнея Ивановича, так и о знаменитых занятиях Чуковского детской психологией и многолетней работой над книгой «От двух до пяти». - «Маленький человек в коротком рассказе».
Цель экскурсии – напомнить школьникам об эволюции темы «маленького человека» в русской классической литературе. На экскурсии посетители узнают, чем «маленький человек» Чехова отличается от «маленького человека» в произведениях его предшественников и современников. - «Салоны и кружки Серебряного века».
На экскурсии посетители узнают о литературном быте конца XIX – начала XX века: у кого, где, по каким дням недели собирались писатели, поэты и их поклонники, что и как они читали, общались, развлекались. - Экскурсия-урок по дому-музею Б.Л. Пастернака.
Для школьников старших классов можно заказать экскурсию-урок. Обзорная экскурсия по дому-музею Бориса Пастернака включает в себя рассказ об истории именно этого дачного дома (как он появился, что значил в жизни поэта, кто здесь бывал, что происходило) и небольшие «путешествия» в прошлое, основание которым дают замечательные рисунки отца, развешенные по стенам дома Борисом Леонидовичем. Экскурсия-урок предполагает помимо этого более подробный разговор о романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»: история создания и публикации, основные мотивы романа. Экскурсию-урок необходимо согласовывать заранее, чтобы у работников музея и учителя было время подготовиться к ней. Опыт показывает, что в таком случае разговор получается живой и заинтересованный. - Интерактивная экскурсия на иностранном языке в доме-музее Б.Л. Пастернака.
Проект может быть интересен людям, изучающим и/или преподающим английский или немецкий язык. Не секрет, что в изучении иностранного языка большую роль играет языковая практика. И наиболее эффективна она именно тогда, когда учащиеся имеют возможность прожить кусочек подлинной жизни, пользуясь иностранным языком. Когда они могут спрашивать и говорить о том, что интересно им лично. Мы предлагаем вам возможность такой языковой практики в нашем доме-музее. Продолжительность – 2 академических часа. Первые 45 минут – экскурсия на английском/немецком языке с возможностью задавать вопросы. Вторые 45 минут – свободный разговор на английском/немецком языке о доме, биографии Бориса Пастернака, его творчестве. Такую экскурсию необходимо согласовать заранее. Оптимальная численность группы – 12-15 человек. - «Лермонтов в Москве».
Жизнь Лермонтова с самого рождения была связана с Москвой. Мы рассказываем о московских годах жизни Лермонтова: об учебе в Московском университетском благородном пансионе и в Московском университете, о его друзьях и соседях, о первых литературных опытах и публикациях. - «Жизнь и творчество Лермонтова».
Экскурсия представляет собой рассказ о семье Лермонтова, его друзьях, о талантах в разных видах искусства, о наиболее знаменитых произведениях поэта: поэмах «Демон» и «Мцыри», романе «Герой нашего времени». - «Мир Лермонтова».
Мы рассказываем о круге чтения Лермонтова, о его философских воззрениях, его поэтическом языке.
Дом-музей А.И. Герцена
Телефон: 8 499 241-58-59
Дом-музей К.И. Чуковского
Телефон: 8 495 593-26-70
Дом-музей А.П. Чехова
Телефон: 8 495 691-38-37
Музей Серебряного века
Телефон: 8 495 680-86-83

Дом-музей Б.Л. Пастернака
Телефон: 8 495 934-51-75
Дом-музей М.Ю. Лермонтова
Телефон: 8 495 691-18-60