Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Афиша
  3.  Выставка «Б.В. Шапошников. Жизнь. Творчество»

Выставка «Б.В. Шапошников. Жизнь. Творчество»

29 декабря 2015 г.

Музей Серебряного века

Выставка посвящена 125-летию со дня рождения художника, искусствоведа, музейного работника Бориса Валентиновича Шапошникова (1890 -1956). Он происходил из старинной купеческой семьи, известной по документам с 1577 г. Дед по отцу – Кондратий Карпович Шапошников был в 1841-1843 гг. городским головой Москвы; мать – Елизавета Васильевна, урожденная Епанешникова (1856-1919), благотворительница и меценатка, постоянная посетительница собраний Московского Литературно-художественного кружка, знала многих поэтов, актеров и художников своего времени.

«Бубновый валет», ученик Юона и Сапунова, близко друживший с такими художниками, как Феофилактов, Арапов, Якулов, Борис Шапошников – участник авангардных выставок, один из первых переводчиков на русский язык трактатов Томмазо Маринетти, член Общества Свободной Эстетики, входил в группу оформителей литературно-художественного кафе «Питтореск». После революции, в 1921-1929 гг. – научный сотрудник (философская секция) и член президиума Государственной Академии Художественных Наук (в издательстве ГАХН выпустил книгу «Эстетика числа и циркуля», 1928 г., неоднократно публиковал статьи в периодическом журнале ГАХН «Искусство»). Одновременно – заведующий Бытовым музеем эпохи 1840-х годов в Москве. За время руководства, Шапошников четырежды выпускал путеводители по Бытовому музею, всякий раз меняя их оформление и содержание издания. В этот период стал автором нескольких фундаментальных теоретических статей по искусствоведению и музееведению («Музей как произведение искусства», «Портрет и его оригинал» и др.). Под его руководством создано 6 международных выставок: в Венеции (1924 г. и 1928 г.), в Париже (1925 г.), во Флоренции (1927 г.) и в Милане (1927 г. и 1929 г.), на которых он был генеральным секретарем отделов СССР. После разгрома ГАХН и закрытия музея в 1929-1932 гг. – в ссылке, в г. Великий Устюг.

По возвращении, с середины 1930-х занимался созданием музеев А.С. Пушкина, был автором экспозиции и путеводителя по музею-квартире А.С. Пушкина на Мойке: «Последняя квартира Пушкина», Л.,1940; руководил мемориально-реставрационными работами в Пушкинском заповеднике (с. Михайловское); в 1937 участвовал в организации Пушкинской юбилейной выставки в Ленинграде. В ИРЛИ (Пушкинский Дом) с 1936 по 1939 заведовал Литературным музеем. С 1939 – научный сотрудник ИМЛИ. В 1940-х – зав. экспозицией музея Л.Н. Толстого в Москве. Под его руководством были созданы новые экспозиции центрального Музея Л.Н. Толстого в Москве и Литературных музеев в Ясной Поляне и при «Комнате, в которой умер Л.Н. Толстой». В 1941 принимал участие в подготовке к эвакуации музейных предметов из Ясной Поляны.

Снова в ИРЛИ (Пушкинский Дом) с 1948 г. – старший научный сотрудник. С этого же времени постоянно жил в Ленинграде. Принимал участие в восстановлении Михайловского и стоял у истоков создания Всесоюзного музея А.С. Пушкина.
Кандидат филологических наук. Автореферат диссертации: «Литературные музеи», Л., 1950 г. В 1953-1956 гг. снова заведовал Литературным музеем Пушкинского Дома (ИРЛИ).

Выставка открыта до 29 декабря 2015 г.


Возврат к списку