Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  О музее

История музея

Государственный литературный музей был создан 16 июля 1934 года по инициативе Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича (1873 — 1955), который стал его первым директором и главным собирателем коллекций. Ещё в апреле 1931 года видный политический деятель, сотрудник газет «Искра», «Правда» и «Вперёд», один из учредителей первого музея Л. Н. Толстого в Петербурге, Бонч-Бруевич предложил создать Центральный литературный музей, «равного которому не будет не только в СССР, но и во всём свете». Предполагалось, что в нём будут собраны «рассеянные и раскиданные рукописи беллетристических произведений и биографических сведений», а также будет храниться «всё то, что имеется в Москве в различных музеях» по литературной тематике.

За семь первых лет существования музея было собрано более трёх миллионов единиц хранения — рукописей, книг, документов, фотографий, предметов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, мемориальных вещей. Именно тогда в музее появились многие ценные собрания, сформировался высокопрофессиональный коллектив, началась интенсивная научная и издательская деятельность.

Однако по решению правительства в 1941 году большинство рукописей из собрания Государственного литературного музея были изъяты и переданы в ведение Главного архивного управления НКВД. Несмотря на это, благодаря обширной собирательской работе, музей со временем вновь стал одним из крупнейших хранителей материалов по истории отечественной литературы.

На сегодняшний день коллекция музея составляет свыше полумиллиона единиц хранения, что позволило наполнить одиннадцать мемориальных экспозиций, ныне известных не только россиянам, но и далеко за пределами нашей страны: «Музей-квартира Ф. М. Достоевского» (в составе ГЛМ с 1940), «Дом-музей А. П. Чехова» (1954), «Музей-квартира А. В. Луначарского» (1964), «Дом-музей А. И. Герцена» (1976), «Дом-музей М. Ю. Лермонтова» (1981), «Музей-квартира А. Н. Толстого» (1987), «Дом-музей М. М. Пришвина» в Дунине (1980), «Дом-музей Б. Л. Пастернака» в Переделкине (1990), «Дом-музей К. И. Чуковского» в Переделкине (1995), «Музей Серебряного века» (1999), «Информационно-культурный центр „Музей А.И. Солженицына“ в г. Кисловодске» (2014).

Кроме того, коллекции Государственного литературного музея представлены в постоянно действующей историко-литературной экспозиции «А. С. Пушкин и русская литература Серебряного века» (с 1999), а также на многочисленных выставках, каждая из которых могла бы стать основой полноценного литературного музея. В отсутствие главного здания весной 2014 года музей открыл выставку «Литературный музей: воспоминание о будущем» в 11-ти залах Большого дворца в Музее-заповеднике «Царицыно», где удалось представить более 1200 раритетов, позволяющих показать потенциальное разнообразие тем, связанных с историей литературы и книжной культурой XI — XXI веков, освещение которых возможно на основе богатой коллекции Государственного литературного музея. В декабре 2014 года открылось после реставрации переданное Государственному литературному музею здание в Шелапутинском переулке — двухэтажный особняк, построенный в конце XIX века для Саввы Морозова. В здании разместились несколько фондовых отделов музея, долгое время нуждавшихся в современном депозитарии. В конце 2014 года также завершилась реконструкция мемориального здания «Особняк Гориной, где бывал Солженицын» в Кисловодске. Сегодня здесь разместился Информационно-культурный центр «Музей А. И. Солженицына».

Все отделы Государственного литературного музея живут многогранной творческой жизнью. Почти каждый день в их стенах проходят разнообразные встречи — литературные и музыкальные вечера, театральные представления, научные заседания и конференции, детские праздники и олимпиады, интерактивные занятия и лекции. Научные сотрудники Государственного литературного музея активно общаются с коллегами из других учреждений культуры, они охотно делятся своими знаниями и опытом, помогают исследователям истории русской литературы и культуры, школьным педагогам, библиотечным работникам, журналистам, представителям творческих профессий.