Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Открылась выставка к 80-летию Беллы Ахмадулиной

Открылась выставка к 80-летию Беллы Ахмадулиной

19 Апреля 2017 г.

Отдел: Музей Серебряного века

«…но скажет кто-нибудь: она была артистка,
и скажет кто-нибудь: она была поэт».
(Белла Ахмадулина. Пришла и говорю…)

18 апреля в Музее Серебряного века открылась выставка к 80-летию Беллы Ахмадулиной «Пришла и говорю…». Публике представлены уникальные материалы из собрания Бориса Мессерера: более двадцати автографов стихотворений Ахмадулиной, редкие фотографии из семейного архива, акварельные портреты поэтессы кисти Бориса Асафовича.

В череде юбилейных событий экспозиция «Пришла и говорю…» занимает особое место, и директор Гослитмузея Дмитрий Петрович Бак поблагодарил Бориса Асафовича Мессерера за то, что местом её экспонирования он выбрал именно Государственный литературный музей. «На выставке сошлись две музы, — отметил в своем приветственном слове Дмитрий Бак, — И этот творческий диалог уместен не только потому, что два человека дополняют друг друга, но и потому, что так звучит синтез искусств, абсолютное искусство».

«На мотив икоса», «Привез паломник Иерусалима…», «Где Битов мой…», «Прощание с капельницей» — практически без правок, каллиграфическим почерком Беллы Ахатовны выведены поэтические строки разных лет. «У неё всегда было чувство композиции и ощущение листа, — вспоминает Борис Мессер. Но с возрастом, по словам Бориса Асафовича, зрение у неё портилось, а вместе с ним — и каллиграфический почерк, который превратился в «клинопись», «каля-маля». «Если бы вы увидели эти листы — вы ужаснулись бы, — рассказал Борис Мессерер. — Это раздирающее ощущение тоски от того, что все подвластно времени». Однако представленные на выставке акварельные портреты Беллы Ахмадулиной, написанные Борисом Мессерером иногда с разницей в почти десять лет, доказывают, что порой времени приходится капитулировать. «Белла в шляпке с вуалью», «Белла в полосатой кофте», «Белла в красном», «Белла в черной шляпке» — кажется, меняются только наряды, а Белла Ахатовна все так же прекрасна, все так же печален и неуловим ее взгляд.

«Белла Ахмадулина — тот поэт, что уравновешивает все наше время, — заметил Дмитрий Бак. — Казалось бы, все было только вчера, но мы чувствуем, что это уже история. Не потому что история — прошлое, а потому что эти события уже обрели исторический масштаб и неповторимость». Уникальные снимки в витринах — не просто редкие фотографии из семейного архива, но отпечаток ушедшей эпохи, культурный пласт: Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Ладо Гудиашвили, Василий Аксенов.

Борис Асафович поблагодарил сотрудников ГЛМ, принявших участие в создании выставки, с сожалением признавшись, что экспонирована лишь «малая толика», «одна тысячная» наследия Беллы Ахмадулиной. Однако приятной новостью стал скорый выход книги писем Беллы Ахмадулиной (первая публикация — в журнале «Знамя»), презентация которой обязательно пройдет в Государственном литературном музее.

Выставка продится с 18 апреля по 10 мая 2017 г.

Юлия Глотова

Фото: © Иван Бевз

Возврат к списку