Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Лекторий ГЛМ. Михаил Шульман о бабочках у Набокова

Лекторий ГЛМ. Михаил Шульман о бабочках у Набокова

26 Декабря 2016 г.

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

Заключительная лекция цикла «Профдеформация» прошла 22 декабря в Доме-музее А. П. Чехова. Специалист по творчеству Владимира Набокова Михаил Шульман рассказал о траектории полета бабочек в произведениях и жизни писателя.

Часто обсуждаемая тема «Набоков и бабочки» является неотъемлемой частью образной системы произведений писателя и его собственного жизненного пути. Но, по мнению лектора, рассуждения эти колеблются между двумя крайностями: «любовь к бабочкам — отлично разработанная литературная поза» и «Владимир Набоков — профессиональный лепидоптеролог». Возникновение обеих этих точек зрения вполне объяснимо. Писатель поддерживал свою славу ловца бабочек, охотно позировал с сачком в руке для фотографов глянцевых журналов. Вместе с тем, свою первую бабочку писатель поймал в 6 лет, о чем вспоминал в книге «Другие берега», а в 22 года опубликовал свою первую научную статью «Несколько замечаний о крымских чешуекрылых». Набоков действительно внес весомый вклад в лепидоптерологию, открыв многие виды, именами героев его произведений названы свыше 30 видов бабочек. Владимир Набоков был куратором коллекции бабочек в Музее сравнительной зоологии Гарвардского университета. Но его работа как энтомолога, по словам Михаила Шульмана, отличается от образа, тиражируемого глянцевой прессой. Большую часть времени занимала не охота за редкими видами, а кабинетная работа: классификация пойманных экземпляров, отрисовка крыльев (разработанный Набоковым оригинальный метод исследования рисунка крыльев бабочек столь трудоемок, что после него никто этим методом до сих пор не воспользовался).

«Почему в прозу Набокова засасывает гидравлическим усилием?» По мнению Михаила Шульмана, то, что писатель сочетал в себе педантичного ученого, изнуряющего себя энтомологическими штудиями, и поэта, делает его поэзию и прозу такой притягательной. «Скрещение всего, когда при определенном угле зрения привычные для нас вещи разваливаются. Научный подход, перенесенный в литературную сферу, дает ощущение шока и притягательности одновременно, поскольку отличается от того, к чему мы привыкли», — завершил лекцию Михаил Шульман.

Юлия Глотова

Возврат к списку