Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Non/fictio№18. Круглый стол «Как (учить) читать книги: спецвзгляд»

Non/fictio№18. Круглый стол «Как (учить) читать книги: спецвзгляд»

2 Декабря 2016 г.

30 ноября, в рамках ярмарки интеллектуальной литературы Non/fictio№18, состоялся круглый стол «Как (учить) читать книги: спецвзгляд». Участники дискуссии — Александр Архангельский, Майя Кучерская, Дмитрий Бак, Борис Куприянов и Галина Юзефович — попыались ответить на вопрос, какие шаги стоит предпринимать для развития читательской культуры.

«Пропаганда чтения», «популяризация чтения» — все эти понятия, по словам модератора круглого стола, литературного критика и обозревателя портала Meduza Галины Юзефович, «навязли в зубах, звучат тяжело и утомительно». Тем не менее, разговор получился живой, а уже первый обращенный к участникам вопрос «а надо ли вообще привлекать внимание общества к проблеме чтения и зачем» вызвал дискуссию.

Известный телеведущий, писатель и педагог Александр Архангельский признался, что единственная причина, по которой, как ему кажется, следует заниматься пропагандой чтения — это желание жить в мире, где читают: «Неизвестно, может ли человек обойтись без книг. Думаю, мир не рухнет. Но мы защищаем чтение просто потому, что нам так хочется. Никаких прагматических причин. Кроме одного: мы так хотим жить, нам так приятнее. Но чтобы быть — надо предпринимать усилия». Рассуждая о методах и способах популяризации чтения и их необходимости, Александр Архангельский привел в пример сериалы 90-х годов и современную сериальную культуры. По мнению телеведущего и писателя, если бы не было предпринято никаких усилий продюсерами, сценаристами, режиссерами, то сегодняшний сериал был бы «Санта-Барбарой, возведенной в степень», а не ведущим современным жанром и подлинным искусством. Согласившись с необходимостью поддерживать чтение, Борис Куприянов, основатель магазина «Фаланстер» и инициатор онлайн-проекта о книгах «Горький», внёс свои коррективы в очерченную Архангельским картину бескнижного будущего: «Цивилизация, в которой мы живем, с чтением связана напрямую, если из нашей жизни уйдет чтение — это будет другая цивилизационная модель, в которой привычные механизмы и процедуры работать не будут. Мы не просто хотим жить в мире, где читают, но на том уровне цивилизации, где читают».

Еще менее оптимистично описала будущее Майя Кучерская, известная писательница и литературовед, убежденная, что очень скоро «читать будут только малый да старый». При этом Майя Александровна, которая помимо прочего является основательницей литературной школы Creative writing school, убеждена, что спад интереса к книге не связан с качеством современной литературы. «Сегодня спектр возможностей расширился до невозможности. Человечество перемещается из точки в точку за переживанием, за проживанием, за личным опытом. Прежде о чужих путешествиях и кругостветках мы читали в книгах — сегодня чужой опыт становится менее ценен».

Обрисовав мрачные перспективы и обсудив причины, участники дискуссии перешли к главному: что делать? У каждого из спикеров была возможность поделиться своим рецептом. Так, автор школьного учебника по литературе Александр Архангельский считает, что на ребенка, а часто и на взрослого, можно воздействовать «дедовскими уловками», т. е. «запрещать и не рекомендовать»: «ни в коем случае не читайте эту книгу, она слишком сложная для вас». Борис Куприянов, недавно запустивший сайт «Горький», уверен, что нужно не воспитывать читателя, а разъяснять ему, в том числе рассказывая и о плохих книгах, ведь «главное — заставить задуматься, дать понять, что отношение к книге может быть не только потребительским». «Литературные музеи — проблемные места с точки зрения пропаганды чтения, — заметил в свою очередь директор Гослитмузея Дмитрий Бак. — В отличие от музеев живописи он построен так, что то, что мы получаем там в качестве эмоции, совсем с чтением не сопоставимо. Чтение Гончарова, Рильке или Шекспира — это одно, а созерцание стола, сюртука, пера, которыми владели эти писатели — это нечто совсем другое. У современно литературного музея, которым, надеюсь, является и Гослитмузей, должна быть развита экспертная функция. Музей должен быть площадкой для разговоров, бесед и обсуждения книг».

Все участники сошлись в том, что нельзя говорить о популяризации чтения вообще и в общем. Правильнее, как заметил Александр Архангельский, «пропаганда чтенИЙ», ведь для разных групп людей актуальны разные книги и разные методы и точки воздействия.

Юлия Глотова

Возврат к списку