АФИША
Кадры, буквы, два ствола: дискуссионный клуб про литературу на экране
Взаимоотношения литературы и кино имеют давнюю историю, причем не самую мирную. Некоторые экранизации становятся эталонными и запоминаются больше, чем породившая их книга, другие – вызывают скандалы и шквал критики, либо вызывают шквал критики за уход от буквального прочтения оригинала. Каждый режиссер, берущийся экранизировать литературное произведение, сталкивается с опасностью — его будут сравнивать с первоисточником. Особенно, если речь идет об экранизации классических текстов.
В первом сезоне нашего клуба мы поговорим о кинематографе и романтизме. Эстетика романтиков успела стать частью мирового масскульта: никого не удивишь мрачными музыкальными шоу готических рок-групп, чье бунтарство и меланхолия очень напоминают байроновских персонажей. Жив романтизм и на экране — фильмы про вампиров не перестают пользоваться популярностью у зрителей, а ведь именно романтики разработали этот образ в своих произведениях.
Одиночки-бунтари, дуэли, фантастическая нечисть, картежные игры с элементом мистики, двоемирие и наследники Пушкина по прямой — все это можно встретить в отечественном кинематографе. Зарубежные авторы тоже не прошли мимо русской классики и делали свои вариации на тему романтической «русской души».
Об этих вещах и пойдет речь на наших встречах. Собираемся, смотрим не самые очевидные фильмы, пересматриваем ключевые фрагменты, обсуждаем, делимся мнениями! И пытаемся ответить на вопрос, что же лучше — книга или фильм?
29 февраля, четверг, 19:30
Ужасы романтизма: от «Вия» до «Дракулы»
Для эпохи классицизма, предшествовавшей романтизму, одной из главных категорий была категория «прекрасного». Гармония, уравновешенность, ясность — вот те свойства художественного произведения, которые ценили художники-классицисты. Не так у романтиков: их влечет таинственное, жуткое, потустороннее. Из-под пера романтических авторов выходят вампиры, франкенштейны, восставшие из преисподней мертвецы. Для кинематографистов эстетика ужаса оказалась весьма кстати — в ХХ веке возникает жанр хоррора, который стал частью массовой культуры. Многое из того что придумали литераторы в XIX веке, режиссеры взяли на вооружение. Однако что символизируют все эти мертвецы на экране, какие архетипы воплощаются в фильмах ужасов? Почему экранизация гоголевского «Вия» считается самым страшным советским фильмом? Какая киноверсия «Дракулы» самая удачная? Эти вопросы обсудим на нашей встрече.
9 марта, суббота, 16:00
Русская классика по-английски: экранизация «Евгения Онегина» Марты Файнс
Пушкинский «роман в стихах» успешно перенесли на сцену, превратив в оперу, а вот с кинематографом все оказалось гораздо сложнее. Никто особо не решался экранизировать «энциклопедию русской души», что и понятно — сюжет произведения чрезвычайно прост. Но иностранных кинематографистов это не остановило и они предприняли попытку заглянуть в таинственную «романтическую» русскую душу. Справились ли голливудские актеры с бессмертной классикой и как обстоят дела с отечественными экранизациями «Евгения Онегина» — обсудим на нашей встрече.
23 марта, суббота, 15:30
Наследники Пушкина и герои-одиночки: романтические истоки кинематографа Сергея Соловьева
13 апреля, суббота, 15:30
Романтический разбойник на новый лад: «Дубровский» Александра Вартанова
25 апреля, четверг, 19:00
Тройка, семерка, туз: триллер Павла Лунгина «Дама пик»
МЕРОПРИЯТИЯ
Дом И.С. Остроухова в Трубниках
Русская классика по-английски: экранизация «Евгения Онегина» Марты Файнс
Дом И.С. Остроухова в Трубниках
Наследники Пушкина и герои-одиночки: романтические истоки кинематографа Сергея Соловьева
Дом И.С. Остроухова в Трубниках
Тройка, семерка, туз: триллер Павла Лунгина «Дама пик»
Дом И.С. Остроухова в Трубниках
Романтический разбойник на новый лад: «Дубровский» Александра Вартанова