Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Текущие
  5.  Выставка «Ф.М. Достоевский и Оптина пустынь»

Выставка «Ф.М. Достоевский и Оптина пустынь»

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

К 140-летию поездки Ф. М. Достоевского в Оптину пустынь

12 июня — 3 сентября 2018 г.

«Монастырь русский я знаю с детства», — писал Ф. М. Достоевский в 1870 году А. Н. Майкову, делясь планами о будущей работе над циклом романов «Житие великого грешника». Вторая книга из задуманного им эпического полотна должна была происходить в монастыре. Тогда Достоевский не смог реализовать свой замысел, но образ монастыря и живущего в нем на покое архиерея Тихона вошел в структуру романа «Бесы», став его краеугольным камнем — именно Тихон выносит моральный приговор главному бесу Николаю Ставрогину, предрекая: «Некрасивость убьет».

Кульминацией итогового романа Достоевского «Братья Карамазовы» стала шестая книга «Русский инок» — в ней писатель показал во всей полноте духовную красоту и силу иноческого подвига, в котором видел залог будущности России. Создавая образ старца Зосимы, Достоевский вдохновлялся реальными лицами русских подвижников — Сергия Радонежского, митрополитов Московских Петра и Алексея, святителя Тихона Задонского, странствующего инока Парфения. Среди его прототипов заметное место занимает прославленный оптинский старец Амвросий (Гренков; 1812–1891), с которым Достоевский познакомился в 1878 году во время посещения Козельской Оптиной пустыни, ставшей к этому времени одним из крупнейших, наряду с Киевом и Троице-Сергиевой Лаврой, духовных центров России.

Достоевский давно планировал посетить это заветное место, но никак не мог собраться. Путешествие состоялось в связи с бедой, постигшей семью Достоевских. 28 мая 1878 года неожиданно скончался младший сын Достоевских Алексей. Причиной смерти стал приступ эпилепсии — болезни, которую мальчик унаследовал от отца. Это обстоятельство, по воспоминаниям А. Г. Достоевской, особенно угнетало Федора Михайловича. Чтобы несколько развеять душевное состояние мужа, она уговорила друга дома, молодого философа Владимира Соловьева, ум и талант которого Достоевский высоко чтил, пригласить Федора Михайловича составить ему компанию в поездке в Оптину пустынь, куда Соловьев намеревался отправиться летом.

Достоевский и Соловьев пробыли в монастыре двое суток — с 7 по 9 июля, совершив перед этим двухдневное утомительное путешествие: «ночевали в деревнях, тряслись в ужасном экипаже» (из письма Ф. М. Достоевского А. Г. Достоевской). Выбор этих дат был неслучаен: 7 июля отмечался престольный праздник скита Оптиной пустыни — рождество Иоанна Крестителя, на этот же день пришлись сороковины усопшего младенца Алексея Достоевского.

«Вернулся Федор Михайлович из Оптиной пустыни как бы умиротворенный и значительно успокоившийся и много рассказывал мне про обычаи Пустыни, — вспоминала А. Г. Достоевская. — С тогдашним знаменитым „старцем“, о. Амвросием, Федор Михайлович виделся три раза: раз в толпе при народе и два раза наедине, и вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление. Когда Федор Михайлович рассказал „старцу“ о постигшем нас несчастии и о моем слишком бурно проявившемся горе, то старец спросил его, верующая ли я, и когда Федор Михайлович отвечал утвердительно, то просил его передать мне его благословение, а также те слова, которые потом в романе старец Зосима сказал опечаленной матери… Из рассказов Федора Михайловича видно было, каким глубоким сердцеведом и провидцем был этот всеми уважаемый „старец“».

Сам Достоевский, как записал впоследствии со слов В. С. Соловьева И. Д. Стахеев, «вместо того, чтобы послушно и с должным смирением внимать поучительным речам старца-схимника, сам говорил больше, чем он, волновался, горячо возражал ему, развивал и разъяснял значение произносимых им слов и, незаметно для самого себя, из человека, желающего внимать поучительным речам, обращался в учителя». Впрочем, горячность Достоевского не смутила старца. Е. Н. Поселянин (Погожев), бывший духовным чадом старца Амвросия, свидетельствовал, что после беседы с великим писателем старец произнес: «Это кающийся», определив таким образом истинную суть духовной личности Достоевского.

Поездка в Оптину пустынь и встреча со старцем Амвросием укрепили душу Достоевского и позволили создать его последний великий роман. Главный герой — послушник монастыря Алексей Федорович Карамазов — полный тезка умершего сына Достоевского. Читатель входит в мир романа через келью старца Зосимы. В стенах монастыря завязываются важнейшие духовные и интеллектуальные коллизии романа, в которых деятельное участие принимают насельники монастыря (о. Паисий, о. Ферапонт) и его посетители. В стенах монастыря происходят главные мистические откровения романа — здесь, при гробе умершего Зосимы, Алеша видит Христа на пиру в Кане Галилейской, и становится, по словам Достоевского, «твердым на всю жизнь бойцом», которому не страшны никакие искусы и испытания.

Выставка Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Ф. М. Достоевский и Оптина пустынь» документами и изображениями напоминает о важной странице в биографии Ф. М. Достоевского, через иллюстрации Ю. И. Пименова, В. Д. Линицкого, А. Н. Корсаковой, Б. А. Диодорова вводит в монастырский мир романа «Братья Карамазовы».

Куратор: Павел Фокин

Выставка «Ф. М. Достоевский и Оптина пустынь. К 140-летию поездки Ф. М. Достоевского в Оптину пустынь» работает с 12 июня по 3 сентября 2018 г.
в отделе Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Музей-квартира Ф. М. Достоевского».

Стоимость посещения: по входным билетам

ул. Достоевского, 2
+7 495 681-10-85