Дом И.С. Остроухова в Трубниках
9 ноября – 5 декабря 2017 г.
Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля и галерея «Веллум» в рамках проекта «Художники в доме И. С. Остроухова» представляют выставку художника Александра Бубнова (1908–1964), проходящую в «Доме И. С. Остроухова в Трубниках» по адресу Трубниковский пер., д. 17.
Будущий художник родился в крестьянской семье в 1908 году. С детства увлекался рисованием. По воспоминаниям самого Александра Павловича, он постоянно делал зарисовки животных, людей, степных пейзажей. Пристрастие к истории России Бубнову привил школьный учитель рисования — Николай Яковлевич Федоров. Помимо навыков рисунка и живописи, Федоров увлек своих учеников историей и краеведением. В 1919 году он вместе с учениками едет на раскопки курганов и городищ в окрестностях Актарска, где ученики пишут этюды и одновременно занимаются поисками археологических древностей. Живое общение с собственной историей не могло не повлиять на мировоззрение будущего живописца.
В 1926 году Александр Павлович поступил в лучший на тот момент художественный ВУЗ страны — ВХУТЕИН, на монументальное отделение, где его преподавателем стал Константин Истомин. Будучи приверженцем поисков новых изобразительных средств в живописи, берущих свое начало в европейском модернизме, Истомин сумел передать это своим ученикам. Влияние Истомина прослеживается у Бубнова на всем протяжении его жизни, особенно в пейзажных работах. Использование широкого, пастозного мазка, отсутствие боязни писать контрастными тонами — характерно как для этюдов, так и для станковых пейзажей художника.
Продолжая традиции своих прославленных предшественников И. Я. Билибина и М. В. Нестерова, художник снова и снова возвращается к русскому эпосу и создает грандиозный цикл к пушкинской поэме «Песнь о Вещем Олеге», завораживающий своей сказочностью. Это безупречное произведение, где каждый лист поэтизирован. Волхв, бредущий по дремучему лесу с посохом, пугающе суров, он не примитивный колдун, а носитель древнего знания, сдержанный и неприступный. Олег, кормящий любимого коня, воплощение рыцарской доблести, воинственен и мягок одновременно. «Вот едет могучий Олег со двора, с ним Игорь и старые гости», — этот эпизод у Бубнова величественен и тревожен. Кажущееся спокойствие и статичность героев нарушается цветовым контрастом, экспрессию этого ощущения подчеркивает оранжевое небо.
На выставке в Государственном музее истории российской литературы им. В. И. Даля представлены эскизы иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и «Борис Годунов», Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», Н. А. Некрасова «Генерал Топтыгин», Т. Г. Шевченко «Гайдамаки». Все образы, созданные А. П. Бубновым, сформировали представление о героях произведений Пушкина и Гоголя у поколения, выросшего на книгах издательства «Детская литература».
Большое значение в жизни художника занимал лирический пейзаж, который Бубнов писал на протяжении всей жизни. Эти произведения являются образцами московской школы живописи, стилистически продолжившей эксперименты К. А. Коровина. В экспозиции также будут представлены пейзажи 1930-х — 1950-х годов.
Кураторы: Н. К. Реброва (ГЛМ), Л. Л. Агафонова («Веллум»).