Музейный центр «Московский дом Достоевского»
25 мая – 29 августа 2017 г.
Михаил Григорьевич Ройтер (1916–1993) — советский график, один из наиболее увлечённых иллюстраторов творчества Ф. М. Достоевского. Впервые к наследию Достоевского Ройтер обратился ещё на студенческой скамье во время учёбы в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Его дипломная работа, защищённая им в 1946 году, представляет собой серию иллюстраций к роману Достоевского «Униженные и оскорблённые». В этих иллюстрациях чувствуется добросовестное прочтение произведения, его скрупулезное изучение. Художник точно воссоздает эпоху, рисует подробные и достоверные портреты героев. Но увлечение внешними проявлениями драматизма, а также недостаточно свободное владение техникой не позволили Ройтеру вскрыть глубины прозы Достоевского. Однако чистотой и непосредственностью видения иллюстрации привлекли к себе внимание. Им сопутствовал успех не только в нашей стране, но и на Международном фестивале молодежи и студентов в Праге (1947).
Следующее обращение к творчеству Достоевского стало этапным для художника. Он чувствует односторонность своей первой серии и поэтому, работая над циклом иллюстраций к повести «Подросток» (1949), пытается вырваться за пределы привычной, устоявшейся схемы трактовки произведений писателя. Выход он ищет в изменении техники. Листы «Ночью па мосту», «Встреча», «Версилов с сыном» выполнены пером. Художник создает рисунки, которые остротой росчерка, его нервностью оказываются эмоционально близкими импульсивной прозе Достоевского. И хотя в целом образное решение осталось традиционным, уход от «объективизма», от простой констатации сюжета уже наметился.
В циклах иллюстраций к повести «Неточка Незванова» и фантастическому рассказу «Кроткая» (оба 1971) художник ушел от бытописательства и повествовательности в мир душевных взлетов, кризисных ситуаций. Он строит каждый лист на ритмически сложно организованных контрастах черного и белого, то дробит пятно, то применяет всю тяжесть его массы в борьбе с белыми плоскостями. Ройтер использует сложные ракурсы, смело обрезает фигуры, наделяет деталь не только смысловой, но и эмоциональной нагрузкой, добиваясь выразительности каждой иллюстрации. Интересным достижением мастера в этих сериях стало выявление драматургической основы произведений Достоевского. Чаще всего художник изображает двух персонажей в момент наивысшего душевного напряжения, в момент молчания. Выразительная пластика фигур, высветленность лиц, динамика пересечения плоскостей передают атмосферу внутренних конфликтов, столкновений, поединков идей, неустанного движения мысли. Даже изображение одного человека вызывает ощущение диалога: героям противостоят окружающие их вещи, интерьеры и, прежде всего, город — громадный и мрачный Петербург Достоевского.
В веренице типов, олицетворяющих мир зла, художник вслед за автором видит лишь фон, на котором сияет человеческая доброта и чистота. Глубокое знание произведений писателя, использование сложного комплекса средств художественной выразительности, мастерское владение техникой (монотипия и литография) позволили Ройтеру передать в зрительных образах не только глубокий психологизм Достоевского, нерв его романов и повестей, но и вскрыть символический план повествования.
М. Г. Ройтер создал также ряд иллюстраций к романам «Бесы» и «Братья Карамазовы», замечательный портрет писателя (1976), на котором представил Достоевского в период его творческого расцвета, в первой половине 1860-х годов, когда создавались романы «Записки из Мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые», повесть «Записки из подполья». Художник неоднократно бывал в местах, связанных с жизнью и творчеством Достоевского, создав серию акварелей с видами Петербурга, Москвы и Старой Руссы.
На выставке демонстрируются работы М. Г. Ройтера, предоставленные его вдовой С. И. Пименовой.
ул. Достоевского, д. 2