Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Афиша
  3.  Вечер из цикла «Музыка времени Герцена»

Вечер из цикла «Музыка времени Герцена»

30 августа 2018 г. в 19:00

Дом-музей А.И. Герцена

На вечере выступят молодые талантливые музыканты: Елизавета Сергеева (меццо-сопрано), Полина Кумылганова (сопрано), Инесса Анохина (фортепиано). Участниц вечера представит профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, литературовед Анна Сергеева-Клятис.

Елизавета Сергеева (меццо-сопрано— выпускница Венской Консерватории; ее репертуар включает партии из опер Моцарта, Глюка, Лорцинга, оперетт фон Зуппе, которые исполнялись на театральных площадках Вены. Выступает в концертных залах Русского культурного центра Вены и Венского Музикферайна. Успешно исполняет сочинения Шуберта, Шумана, Россини, Гуно, Римского-Корсакова, Массне и др. Во время учебы в Венской Консерватории, Елизавете представились возможности спеть в различных постановках ведущие роли, в т. ч. роль Ганимеда в оперетте Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея», роль Графини в опере Альберта Лорцинга «Репетиция оперы», роль Катарины в опере Кристофа Виллибальда Глюка «Преображенный пьяница». Кроме того, Елизавета была выбрана одним из ведущих австрийских композиторов-модернистов Х. К. Грубером исполнять сольную партию в его знаменитой опере-пародии «Франкенштейн!» в Венском Музикферайне.

Полина Кумылганова (сопрано) — окончила колледж имени Гнесиных, завершает курс обучения в Московской консерватории; лауреат международных конкурсов, участник обменной программы в Академии alla Scala. Регулярно выступает в залах Московской консерватории. Репертуар включает арии из опер Доницетти, Массне, Чайковского, Моцарта, Рахманинова и др.

Инструментальное сопровождение: Инесса Анохина (фортепиано).

В программе вечера прозвучат произведения В. А. Моцарта, Ф. Листа, Дж. Россини И. Брамса и других композиторов более позднего времени.

Стоимость билетов: 250/100 руб.

Сивцев Вражек, 27
+7 499 241-58-59

Герцен и музыка


«Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармониею, музыкой. Музыка — невещественная дочь вещественных звуков, одна может перенести трепет одной души в другую, перелить сладостное, безотчетное томление…» Так восторженно писал Герцен о музыке. Но сам он музыкантом не был, в отличие от своего друга Огарева, талантливого композитора-дилетанта (в лучшем смысле этого слова).

Музыку Герцен знал, понимал и чувствовал. Достаточно перечитать его пронизанную музыкальными впечатлениям статью в «Телескопе» о немецком романтике Гофмане. И тут уж видна «непомерная глубина артистического чувства», искусство понимания музыки и души художника, будь он музыкантом или писателем.

Как не любить Моцарта, этого чудотворца, который «берет сверхъестественное, чудесное, обитающее во внутренности нашего духа». А музыку Бетховена, «раскрывающую нам царство бесконечного и необъятного»!

Москва 1840-х годов становится одним из музыкальных центров Европы. На афишах старой столицы мелькают имена крупнейших мировых талантов — пианистов, певцов, скрипачей. Вернувшись из ссылок и обосновавшись на Сивцевом Вражке, Герцен как раз и попадает в этот блистательный музыкальный круговорот.

Приезд Листа в апреле 1843-го — одна из главных сенсаций, и мы уже представляем, как Герцен направляется в Большой театр на концерт, где пианист-виртуоз «сводит москвичей с ума». Вернувшись домой, Герцен записывает в дневник: «Лист, которого слушая, иногда навертывается слеза. Поразительный талант»; «…Лист мил и умен».

Музыкант играет для всех в публичных и приватных концертах, и Герцен вновь не может пропустить торжественный прием в честь композитора, устроенный 4 мая в известном литературном доме-салоне К.К. и Н. Ф. Павловых. Весной 1844 года Москву посещают Шуман и Клара Вик, и Герцен вновь не обходит своим вниманием великолепных музыкантов.

Обосновавшись в Петербурге осенью 1840-го года, Герцен слушает замечательных итальянских музыкантов, в том числе певицу Джудитту Паста в «Норме» Беллини. Конечно же, когда попадет во Францию и Италию, тут уж он прекрасной музыки наслушается вволю — для него доступны лучшие театры. В Итальянской опере он услышит «Дон Жуана» с участием Луиджи Лаблаша и Джулии Гризи. «Волшебную флейту» он пройдет по партитуре вместе с композитором Адольфом Рейхелем, специально для Герцена сыгравшим всю оперу Моцарта «от доски до доски».


Возврат к списку