АФИША

Выставка «Наследник по прямой»

Музейный центр
«Московский дом Достоевского»

Адрес
Москва, ул. Достоевского, д. 2
«Достоевская»
График работы
ВТ, ПТ, СБ, ВС 11:00–18:00 (касса до 17:30)
СР, ЧТ 11:00–21:00 (касса до 20:30)
ПН Выходной день

К 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина

Валентин Распутин ещё при жизни стал классиком. Его повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003), рассказы и очерки входят в золотой фонд русской литературы.

С первых же публикаций читатель почувствовал в его творчестве органическую связь с великой традицией русского реализма XIX века и с благодарностью признал в нём верного продолжателя художественных открытий Л.Толстого, Достоевского, Тургенева. Для прозы Распутина характерна острота философско-нравственной проблематики, интерес к тонкостям душевного мира человека, сложность психологического рисунка поступков героев, их лирическая сопряжённость с миром русской природы. Произведениям Распутина свойственна внешняя простота композиции, сюжет развивается линейно, повторяя ход самой жизни, так же как и в жизни отклоняясь в область воспоминаний и размышлений. В то же время книги Распутина насыщены драматизмом и страстью. Они динамичны и держат читателя в непрерывном напряжении.

Глубокая любовь к своим героям — вне зависимости от их роли и поступков, порой не самых достойных и праведных — обличает в Распутине подлинного гуманиста, видящего и понимающего человека во всей полноте его непростой жизни, со всеми достоинствами и недостатками, подвигами и промахами. Он умеет сострадать сам и вызывать сострадание у читателей. Новая социальная реальность, исторически данная Распутину в качестве жизненного материала, заставила его подойти к исследованию традиционных «проклятых вопросов» с иных позиций, увидеть их в свете правды народной жизни. И оказалось, что революционные преобразования в социальном устройстве России, не отменили, не сделали проще проблемы, мучавшие героев Толстого и Достоевского. Более того, иные из них в условиях социалистической реальности стали ещё больнее и трагичнее. Отказ от православного мировоззрения сделал их решение трагически невозможным. Распутин заявляет об этом мужественно и честно, идя наперекор базовым постулатам советской идеологии, утверждавшей гармонию и совершенство установленного большевиками миропорядка. Крещение Распутина в 1980 году, принятое им в Ельце, близ Поля Куликова, стало естественным результатом его духовного развития как художника и мыслителя. С того времени он деятельно участвует в делах Русской православной церкви, словом и делом утверждая веру Христову в душах соотечественников.

Когда-то, в далёком 1838 году, Ф. М. Достоевский написал брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Эти слова точнее других описывают и писательскую задачу Валентина Распутина как она явлена нам в его литературном наследии. Достоевский был органически близок Распутину. С его творчеством он познакомился в студенческие годы и впоследствии неизменно к нему возвращался, перечитывая, конспектируя, учась. В очевидном диалоге с Достоевским написана повесть Распутина «Живи и помни», которую можно назвать «Преступлением и наказанием» ХХ века. Но и в других сочинениях Распутина видна духовная связь его с великим предшественником. Не случайно в 2000 году Распутин стал первым лауреатом Международной премии им. Ф. М. Достоевского.

В 1990-е-2000-е годы Распутин выступает в роли яркого публициста, отстаивает культурные, нравственные, духовные устои русского народа, подвергшиеся нападкам и искажению со стороны «реформаторов». Его горячее слово продолжает страстные речи Достоевского, звучавшие в 1870-х годах со страниц «Дневника писателя». В своей публицистике Распутин неоднократно обращается к мыслям Достоевского, цитируя его, беря в союзники и наставники.

Размышления Распутина о Достоевском отличаются особенной глубиной и проницательностью. Ещё в 1981 году, отвечая на вопросы академической анкеты о Достоевском, он писал: «Достоевский стоит не в ряду самых великих имён ми¬ровой литературы, впереди или позади кого-то, а над ни¬ми, выше их. Это писатель другого горизонта, где ему нет равных. Были и есть таланты блестящие, яркие, сильные, смелые, мудрые и добрые, но не было и нет (и не будет, на мой взгляд) явления в литературе более глубокого, более центрового, необходимого, более человеконаправленного и вечного, чем Достоевский. Человеческая мысль дошла в нём, кажется, до предела и заглянула в мир запредельный. Похоже, что кто-то остановил руку великого писателя и не дал ему закончить последний роман, встревожившись его огромной провидческой силой. Это было больше того, что позволено человеку; благодаря Достоевскому человек в ми¬ру и без того узнал о себе слишком многое, к чему он, судя по всему, не был готов».

Выставка «Наследник по прямой. К 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина» является «пилотной» частью большого выставочного проекта, подготовленного к юбилею писателя Государственным литературным музеем, Российской государственной библиотекой и Иркутским областным краеведческим музеем. На выставке представлены материалы из коллекций государственных хранилищ, а также из семейного архива. Особую благодарность выражаем вдове В. Г. Распутина Ольге Владимировне Лосевой, без деятельного участия которой создание выставки было бы чрезвычайно затруднительно.

К 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина

Валентин Распутин ещё при жизни стал классиком. Его повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003), рассказы и очерки входят в золотой фонд русской литературы.

С первых же публикаций читатель почувствовал в его творчестве органическую связь с великой традицией русского реализма XIX века и с благодарностью признал в нём верного продолжателя художественных открытий Л.Толстого, Достоевского, Тургенева. Для прозы Распутина характерна острота философско-нравственной проблематики, интерес к тонкостям душевного мира человека, сложность психологического рисунка поступков героев, их лирическая сопряжённость с миром русской природы. Произведениям Распутина свойственна внешняя простота композиции, сюжет развивается линейно, повторяя ход самой жизни, так же как и в жизни отклоняясь в область воспоминаний и размышлений. В то же время книги Распутина насыщены драматизмом и страстью. Они динамичны и держат читателя в непрерывном напряжении.

Глубокая любовь к своим героям — вне зависимости от их роли и поступков, порой не самых достойных и праведных — обличает в Распутине подлинного гуманиста, видящего и понимающего человека во всей полноте его непростой жизни, со всеми достоинствами и недостатками, подвигами и промахами. Он умеет сострадать сам и вызывать сострадание у читателей. Новая социальная реальность, исторически данная Распутину в качестве жизненного материала, заставила его подойти к исследованию традиционных «проклятых вопросов» с иных позиций, увидеть их в свете правды народной жизни. И оказалось, что революционные преобразования в социальном устройстве России, не отменили, не сделали проще проблемы, мучавшие героев Толстого и Достоевского. Более того, иные из них в условиях социалистической реальности стали ещё больнее и трагичнее. Отказ от православного мировоззрения сделал их решение трагически невозможным. Распутин заявляет об этом мужественно и честно, идя наперекор базовым постулатам советской идеологии, утверждавшей гармонию и совершенство установленного большевиками миропорядка. Крещение Распутина в 1980 году, принятое им в Ельце, близ Поля Куликова, стало естественным результатом его духовного развития как художника и мыслителя. С того времени он деятельно участвует в делах Русской православной церкви, словом и делом утверждая веру Христову в душах соотечественников.

Когда-то, в далёком 1838 году, Ф. М. Достоевский написал брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Эти слова точнее других описывают и писательскую задачу Валентина Распутина как она явлена нам в его литературном наследии. Достоевский был органически близок Распутину. С его творчеством он познакомился в студенческие годы и впоследствии неизменно к нему возвращался, перечитывая, конспектируя, учась. В очевидном диалоге с Достоевским написана повесть Распутина «Живи и помни», которую можно назвать «Преступлением и наказанием» ХХ века. Но и в других сочинениях Распутина видна духовная связь его с великим предшественником. Не случайно в 2000 году Распутин стал первым лауреатом Международной премии им. Ф. М. Достоевского.

В 1990-е-2000-е годы Распутин выступает в роли яркого публициста, отстаивает культурные, нравственные, духовные устои русского народа, подвергшиеся нападкам и искажению со стороны «реформаторов». Его горячее слово продолжает страстные речи Достоевского, звучавшие в 1870-х годах со страниц «Дневника писателя». В своей публицистике Распутин неоднократно обращается к мыслям Достоевского, цитируя его, беря в союзники и наставники.

Размышления Распутина о Достоевском отличаются особенной глубиной и проницательностью. Ещё в 1981 году, отвечая на вопросы академической анкеты о Достоевском, он писал: «Достоевский стоит не в ряду самых великих имён ми¬ровой литературы, впереди или позади кого-то, а над ни¬ми, выше их. Это писатель другого горизонта, где ему нет равных. Были и есть таланты блестящие, яркие, сильные, смелые, мудрые и добрые, но не было и нет (и не будет, на мой взгляд) явления в литературе более глубокого, более центрового, необходимого, более человеконаправленного и вечного, чем Достоевский. Человеческая мысль дошла в нём, кажется, до предела и заглянула в мир запредельный. Похоже, что кто-то остановил руку великого писателя и не дал ему закончить последний роман, встревожившись его огромной провидческой силой. Это было больше того, что позволено человеку; благодаря Достоевскому человек в ми¬ру и без того узнал о себе слишком многое, к чему он, судя по всему, не был готов».

Выставка «Наследник по прямой. К 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина» является «пилотной» частью большого выставочного проекта, подготовленного к юбилею писателя Государственным литературным музеем, Российской государственной библиотекой и Иркутским областным краеведческим музеем. На выставке представлены материалы из коллекций государственных хранилищ, а также из семейного архива. Особую благодарность выражаем вдове В. Г. Распутина Ольге Владимировне Лосевой, без деятельного участия которой создание выставки было бы чрезвычайно затруднительно.