АФИША

Выставка «Б.В. Шапошников. Жизнь. Творчество»

Музей Серебряного века

5 – 29 декабря 2015 г.
Адрес
Москва, Проспект Мира, д. 30
«Проспект Мира»
График работы
ВТ, ПТ, СБ, ВС 11:00–18:00 (касса до 17:30)
СР, ЧТ 11:00–21:00 (касса до 20:30)
ПН Выходной день

Выставка посвящена 125-летию со дня рождения художника, искусствоведа, музейного работника Бориса Валентиновича Шапошникова (1890 -1956). Он происходил из старинной купеческой семьи, известной по документам с 1577 г. Дед по отцу – Кондратий Карпович Шапошников был в 1841-1843 гг. городским головой Москвы; мать – Елизавета Васильевна, урожденная Епанешникова (1856-1919), благотворительница и меценатка, постоянная посетительница собраний Московского Литературно-художественного кружка, знала многих поэтов, актеров и художников своего времени.

«Бубновый валет», ученик Юона и Сапунова, близко друживший с такими художниками, как Феофилактов, Арапов, Якулов, Борис Шапошников – участник авангардных выставок, один из первых переводчиков на русский язык трактатов Томмазо Маринетти, член Общества Свободной Эстетики, входил в группу оформителей литературно-художественного кафе «Питтореск». После революции, в 1921-1929 гг. – научный сотрудник (философская секция) и член президиума Государственной Академии Художественных Наук (в издательстве ГАХН выпустил книгу «Эстетика числа и циркуля», 1928 г., неоднократно публиковал статьи в периодическом журнале ГАХН «Искусство»). Одновременно – заведующий Бытовым музеем эпохи 1840-х годов в Москве. За время руководства, Шапошников четырежды выпускал путеводители по Бытовому музею, всякий раз меняя их оформление и содержание издания. В этот период стал автором нескольких фундаментальных теоретических статей по искусствоведению и музееведению («Музей как произведение искусства», «Портрет и его оригинал» и др.). Под его руководством создано 6 международных выставок: в Венеции (1924 г. и 1928 г.), в Париже (1925 г.), во Флоренции (1927 г.) и в Милане (1927 г. и 1929 г.), на которых он был генеральным секретарем отделов СССР. После разгрома ГАХН и закрытия музея в 1929-1932 гг. – в ссылке, в г. Великий Устюг.

По возвращении, с середины 1930-х занимался созданием музеев А.С. Пушкина, был автором экспозиции и путеводителя по музею-квартире А.С. Пушкина на Мойке: «Последняя квартира Пушкина», Л.,1940; руководил мемориально-реставрационными работами в Пушкинском заповеднике (с. Михайловское); в 1937 участвовал в организации Пушкинской юбилейной выставки в Ленинграде. В ИРЛИ (Пушкинский Дом) с 1936 по 1939 заведовал Литературным музеем. С 1939 – научный сотрудник ИМЛИ. В 1940-х – зав. экспозицией музея Л.Н. Толстого в Москве. Под его руководством были созданы новые экспозиции центрального Музея Л.Н. Толстого в Москве и Литературных музеев в Ясной Поляне и при «Комнате, в которой умер Л.Н. Толстой». В 1941 принимал участие в подготовке к эвакуации музейных предметов из Ясной Поляны.

Снова в ИРЛИ (Пушкинский Дом) с 1948 г. – старший научный сотрудник. С этого же времени постоянно жил в Ленинграде. Принимал участие в восстановлении Михайловского и стоял у истоков создания Всесоюзного музея А.С. Пушкина.
Кандидат филологических наук. Автореферат диссертации: «Литературные музеи», Л., 1950 г. В 1953-1956 гг. снова заведовал Литературным музеем Пушкинского Дома (ИРЛИ).

Выставка открыта до 29 декабря 2015 г.

Выставка посвящена 125-летию со дня рождения художника, искусствоведа, музейного работника Бориса Валентиновича Шапошникова (1890 -1956). Он происходил из старинной купеческой семьи, известной по документам с 1577 г. Дед по отцу – Кондратий Карпович Шапошников был в 1841-1843 гг. городским головой Москвы; мать – Елизавета Васильевна, урожденная Епанешникова (1856-1919), благотворительница и меценатка, постоянная посетительница собраний Московского Литературно-художественного кружка, знала многих поэтов, актеров и художников своего времени.

«Бубновый валет», ученик Юона и Сапунова, близко друживший с такими художниками, как Феофилактов, Арапов, Якулов, Борис Шапошников – участник авангардных выставок, один из первых переводчиков на русский язык трактатов Томмазо Маринетти, член Общества Свободной Эстетики, входил в группу оформителей литературно-художественного кафе «Питтореск». После революции, в 1921-1929 гг. – научный сотрудник (философская секция) и член президиума Государственной Академии Художественных Наук (в издательстве ГАХН выпустил книгу «Эстетика числа и циркуля», 1928 г., неоднократно публиковал статьи в периодическом журнале ГАХН «Искусство»). Одновременно – заведующий Бытовым музеем эпохи 1840-х годов в Москве. За время руководства, Шапошников четырежды выпускал путеводители по Бытовому музею, всякий раз меняя их оформление и содержание издания. В этот период стал автором нескольких фундаментальных теоретических статей по искусствоведению и музееведению («Музей как произведение искусства», «Портрет и его оригинал» и др.). Под его руководством создано 6 международных выставок: в Венеции (1924 г. и 1928 г.), в Париже (1925 г.), во Флоренции (1927 г.) и в Милане (1927 г. и 1929 г.), на которых он был генеральным секретарем отделов СССР. После разгрома ГАХН и закрытия музея в 1929-1932 гг. – в ссылке, в г. Великий Устюг.

По возвращении, с середины 1930-х занимался созданием музеев А.С. Пушкина, был автором экспозиции и путеводителя по музею-квартире А.С. Пушкина на Мойке: «Последняя квартира Пушкина», Л.,1940; руководил мемориально-реставрационными работами в Пушкинском заповеднике (с. Михайловское); в 1937 участвовал в организации Пушкинской юбилейной выставки в Ленинграде. В ИРЛИ (Пушкинский Дом) с 1936 по 1939 заведовал Литературным музеем. С 1939 – научный сотрудник ИМЛИ. В 1940-х – зав. экспозицией музея Л.Н. Толстого в Москве. Под его руководством были созданы новые экспозиции центрального Музея Л.Н. Толстого в Москве и Литературных музеев в Ясной Поляне и при «Комнате, в которой умер Л.Н. Толстой». В 1941 принимал участие в подготовке к эвакуации музейных предметов из Ясной Поляны.

Снова в ИРЛИ (Пушкинский Дом) с 1948 г. – старший научный сотрудник. С этого же времени постоянно жил в Ленинграде. Принимал участие в восстановлении Михайловского и стоял у истоков создания Всесоюзного музея А.С. Пушкина.
Кандидат филологических наук. Автореферат диссертации: «Литературные музеи», Л., 1950 г. В 1953-1956 гг. снова заведовал Литературным музеем Пушкинского Дома (ИРЛИ).

Выставка открыта до 29 декабря 2015 г.