Новости

Открылась выставка «К истокам „Центрального литературного музея“…»

27 июня 2019 года в Доме И. С. Остроухова в Трубниках открылась выставка «К истокам „Центрального литературного музея“: первые музеи Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова». На небольшой экспозиции представлены первые страницы истории музея, задуманного Владимиром Бонч-Бруевичем еще в 1903 году и превратившегося в Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля, который насчитывает сегодня двенадцать мемориальных отделов. Подробнее о выставке рассказал ее куратор, заместитель директора ГМИРЛИ по научной работе Эрнест Дмитриевич Орлов.

История ГМИРЛИ восходит к созданию двух музеев, посвященных наследию русских классиков: Московского государственного музея имени А. П. Чехова, основанного в октябре 1921 года, и Музея Ф. М. Достоевского, инициатива создания которого была выдвинута в том же году. Ряды писательских реликвий, расположенные в витринах вдоль противоположных стен, зеркально отражают друг друга: перышко, которым, по легенде, был написан «Вишневый сад» и параллельно ручка-вставка и перо Достоевского; чеховское пенсне и очки с футляром Федора Михайловича, трогательные чашечки и блюдечки, принадлежавшие классикам. «Что прежде всего отдавали в музей? Что было нельзя или не принято хранить дома», — пояснил Эрнест Орлов. Именно так в коллекции появились траурные ленты и серебряные венки и пальмовые ветви с могил писателей.

Начать смотреть выставку, по словам ее куратора, можно и с истории создания музея Достоевского, и с истории чеховского музея. . Но правильнее всего — с витрины, посвященной Владимиру Дмитриевичу Бонч-Бруевичу, который в разгар Гражданской войны и разрухи пишет массовую брошюру «Сохраняйте архивы!» — взволнованный призыв сберечь, не утратить во время ломки старого мира дорогие для русской культуры материалы. Ценнейшими среди них, по мнению «отцов и матерей-основателей» литературного музея, были не личные вещи писателей, а именно рукописи и печатные издания. Такую расстановку приоритетов лишь отчасти можно объяснить «антибытовизмом» той эпохи. В большей степени это связано связано с первоначальным замыслом идеального литературного музея — как архива, библиотеки, научного института, издательства. Однако вектор представления о литературном музее со временем изменился. Музей — с обретением филиальной структуры — стал обретать бытовые черты. Это нашло отражение и в комплектовании фондов: помимо рукописей, изданий и предметов, способных рассказать посетителям о творческом процессе, стали приобретаться предметы мебели, предметы эпохи. Неслучайно на выставке над письменными приборами словно парят трогательные чашечки и блюдечки, принадлежавшие классикам. Как символ победившей в 1940–1970-е идеи литературно-бытовых музеев.

Эрнест Дмитриевич, поблагодарив всех, кто принял участие в подготовке выставки, отметил, что не только для него самого, но и для всех коллег она стала «очень личной»: «Не случайно эта выставка открылась именно в Доме Остроухова, где последние несколько лет проходят выставки-исследования, посвященные двадцатым-тридцатым годам прошлого столетия. Настало время осмыслить и свою, музейную историю».

Выставка работает до 30 августа 2019 года. 

Расписание кураторских показов выставки: 

16 июля в 16:00, 24 июля, 7 августа и 21 августа в 19:00.

Юлия Глотова

Фото: © Виктория Уваркина