Новости

А.В. Сухово-Кобылин: «Картины прошедшего» со взглядом в будущее

2 октября 2017

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

28 сентября в отделе Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля на Садовой-Кудринской открылась выставка к 200-летию философа, драматурга, переводчика Александра Васильевича Сухово-Кобылина. «Картины прошедшего» — первая в России и мире выставка, посвященная творчеству и жизни писателя, которая, по замыслу кураторов, должна стать не «фиксацией литературного наследия Сухова-Кобылина, но исследованием». Татьяна Соколова, научный редактор Издательского дома НИУ ВШЭ, много лет проработавшая в Гослитмузее, поздравила гостей вернисажа с «самым масштабным экспонированием семейных архивов Сухово-Кобылиных» и тем, что выставкой «Картины прошедшего» «музей заявил о себе как об инициаторе исследований творчества писателя, концентрации научных сил вокруг его имени».

Выставка «Картины прошедшего» названа в честь драматической трилогии Александра Васильевича, но рассказывает не только о творчестве писателя, но и о жизни семьи, хранителей наследия Сухово-Кобылиных, театральной судьбе пьес. «Все это — картины прошедшего, но со взглядом в будущее, потому что это наследие, которое нам еще предстоит изучать», — заметил Эрнест Орлов, заместитель директора музея по научной работе. «Довольно редко бывает так, что литературная эстафетная палочка передается в течение нескольких поколений, — открывая выставку, отметил Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. — Это удивительный случай, когда эстафета продолжается не просто несколько поколений, но — столетия». Фонды Государственного литературного музея позволяют объемно и полно представить творческое наследие семейства Сухово-Кобылиных — Салиасов — Петрово-Соловово. Уникальные дагерротипы, единственный портрет Александра Васильевича, написанные в 50-е годы (все другие портреты писателя были созданы гораздо позже, в 70-е), режиссерский экземпляр «Свадьбы Кречинского», подлинная рукопись пьесы «Дело», картина с секретом кисти Софьи Сухово-Кобылиной — подробнее о структуре выставки и ее драгоценных экспонатах рассказали кураторы Евгения Варенцова и Татьяна Соболь.

Поздравив всех с «лаконичной, но содержательной выставкой», в завершение вечера Эрнест Орлов раскрыл интригу, почему местом проведения был выбран именно Дом-музей Чехова. Оказывается, Чехов и Сухово-Кобылин были знакомы, их встреча состоялась в Ницце в 1903 году. А Михаил Александрович Чехов, племянник Антона Павловича, в 1927 году на сцене МХАТ II сыграл Петра Муромского. Увидеть знаменитого актера в роли богатого помещика из пьесы «Дело» смогут все посетители выставки.

Подробнее о выставке

Юлия Глотова

Фото: © Иван Бевз