Новости

В Санкт-Петербурге прошла конференция «Интерпретация культурного наследия…»

10 июля 2019

27—29 июня 2019 г. состоялась международная конференция, организованная ИКОМ России «Интерпретация культурного наследия: сила музейного повествования». Конференция прошла в Государственном Эрмитаже (Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»), в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор», в Государственном музее-заповеднике «Гатчина».
Пленарное заседание «Роль сторителлинга в построении диалога между музеем и аудиторией» в качестве модератора провел директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Д. П. Бак.

В своем вступительном слове Д. П. Бак наметил основные контуры дискуссии о музейном сторителлинге. Свое выступление Бак начал с цитирования доклада г-жи Эльке Коллар (Германия) на II Международном литературном форуме (Ульяновск, 2016). В этом выступлении речь шла об априорном одобрении, то есть о том, что смыслы и ценности, создаваемые музеем, предполагают презумпцию одобрения посетителем. Однако в музейном повествовании присутствуют две противостоящие друг другу риторики: первая — риторика утверждения — если использовать термины классической логики, «аподиктическая», вторая — риторика выбора, «ассерторическая».

Центральная задача музейной коммуникации — «убедить» посетителя, не навязывая ему «внешнего мнения», то есть побудить слушателя музейных историй самостоятельно перейти от аподиктической риторики к ассерторической, от восприятия заранее данного к осознанному выбору того, что представляется «верным». При этом возникают несколько типовых смысловых оппозиций, которые необходимо преодолеть в ходе музейной коммуникации:

— между различными ценностными ориентациями посетителей, в том числе религиозно-конфессиональными, национальными, возрастными, гендерными и т. д.;
— между знанием и незнанием, осведомленностью и неосведомленностью;
— между восприятием негативной информации и позитивным итогом коммуникации.

Последнее — самое важное, поскольку многие современные музеи социальной направленности несут в себе массив негативной, болезненной, порою травматичной информации, в том числе это касается трех докладов, представленных на пленарном заседании: тема холокоста в Еврейском музее Вены, тема нацистского геноцида в Мемориале «Лидице» (Чехия), тема сталинских репрессий в Музее истории ГУЛАГа.

Целевая установка музейной риторики — преодоление барьеров, качественное изменение итогового впечатления по сравнению с первоначально полученной информацией. По сути дела этот принцип сходен с аристотелевским катарсисом, поскольку Аристотель определял это понятие как «очищение посредством страдания». Таким образом, современные риторики музейного сторителлинга обычно нелинейны: предполагают не просто последовательный рассказ о некоторых фактах, эмоциях, ценностях, а перелом, переход в новое качество, обретение новых навыков восприятия. Только благодаря установке на «музейный катарсис» высокий статус музея в современном мире может быть подтвержден.

Далее выступили:

Даниэле Спера, президент ИКОМ Австрии, директор Еврейского музея Вены, Австрия. «История. Ее история. Наша история. Примеры сторителлинга в Еврейском музее Вены»;
Мартина Лехманова, президент ИКОМ Чехии, директор Мемориала Лидице, Чехия. «Сторителлинг в Мемориале „Лидице“»;
Виктор Шалай, член Президиума ИКОМ России, директор Приморского государственного объединенного музея имени В. К. Арсеньева, Россия. «Ваши истории имеют значение»: практики взаимодействия музея с жителями города»;
Тео Меeребоер, специалист Нидерландского музея под открытым небом, Нидерланды. «Теперь рассказываете вы! Наш музей говорит сам за себя»;
Роман Романов, директор Государственного музея истории ГУЛАГа, Россия. «Создание музейно-мемориальной инфраструктуры России».