Новости

Осколки русской литературы в усадьбе Лопасня-Зачатьевское

1 февраля 2018

27 января, в преддверии дня рождения А. П. Чехова, в музее-усадьбе «Лопасня-Зачатьевское» — филиале Музея-заповедника «Мелихово» в городе Чехове открылась выставка «Осколки русской литературы» из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля.

Директор филиала «Музей-усадьбаЛопасня-Зачатьевское“» Галина Тимашкова призналась, что об этой выставке сотрудники мечтали два года, и вот сейчас появилась возможность представить посетителям музея взгляд на русскую литературу XIX столетия чеховских современников, пусть и в ироничном свете — на страницах еженедельника «Осколки».

«Выставка неслучайно размещена в Библиотеке усадебного дома Васильчиковых-Гончаровых, — отметила она, — известно, что владельцы усадьбы выписывали все журналы, интересовались литературой».
Куратор выставки заместитель директора по научной работе Гослитмузея Эрнест Орлов подчеркнул, что «в основе выставки — избранная портретная галерея писателей — старших современников и ровесников А. П. Чехова, со многими из которых он был лично знаком и состоял в переписке. Для нас важно было обозначить место самого Чехова, вошедшего и закрепившегося в „большой“ литературе в то время, когда по сути крупных писателей в ней уже практически и не осталось».

Выставка позволяет поразмышлять и порассуждать о многом: интересны не только юмористические ситуации или подписи к рисункам. Интересна подлинная история русской литературы, где есть место не только великим, но и писателям и поэтам второго, третьего ряда. В наше время многие имена, конечно, забыты, но есть авторы, творчество которых актуально, хорошо известно, хотя современники и не считали их гениальными. Это отчасти и случай Чехова.

Об этом на кураторской экскурсии подробно рассказывал Эрнест Орлов. За десятилетие (1882–1892) в редакцию «Осколков» писатель отправил около трёхсот своих произведений: от подписей к рисункам и «мелочишек» до ставших классическими рассказов и сценок.

Всё лучшее из написанного в начале 1880-х Чехов печатал в «Осколках», если для этого не было цензурных или иных препятствий. «Смерть чиновника», «Злой мальчик», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий»; «Жалобная книга», «Хирургия», «Хамелеон», «Свадьба с генералом»; «Два газетчика», «Средство от запоя», «Пересолил»; «Анюта», «Глупый француз», «Роман с контрабасом», «Хористка», «Месть», «Произведение искусства» и многие другие рассказы появились именно в этом петербургском еженедельнике.

Особого упоминания были удостоены «осколочные» художники. В журнал были привлечены не только лучшие литературные, но и художественные силы своего времени. Над красочными обложками и рисунками работали выдающиеся иллюстраторы: Семён Эрбер, Александр Лебедев, Василий Порфирьев, Мечислав Далькевич и даже старший брат Чехова — Николай.

Создавая карикатурные портреты русских литераторов, эти художники использовали известные фотографии знаменитых петербургских фотографов: Константина Шапиро, за несколько лет создавшего портретную фотогалерею русской литературы, и Дмитрия Здобнова, также вдохновлённого этой идеей, но в итоге не воплотившего её.

«Осколочная» коллекция Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля — одна из самых больших в России (многие иллюстрации, кстати, хранились в чеховской семье и были переданы в музей сестрой писателя, М. П. Чеховой). Она позволяет представить на срезе различные социальные слои (художников, музыкантов, даже юристов), но в особенности — литературное сообщество, и даёт возможность поразмышлять о проблемах литературной репутации поэтов и писателей конца XIX века в наше время.

Выставка будет работать до 9 июня 2018 года.