Новости

В Трубниках открылась выставка «Двенадцать»

Революции глазами писателей

16 марта в Доме И. С. Остроухова в Трубниках открылась выставка «Двенадцать. Русские писатели как зеркало революции 1917 года». Этот выставочный проект — попытка взглянуть на историю революции через судьбы двенадцати писателей, наиболее ярко отразивших в своих произведениях противоречивые события той эпохи.

Героев выставочного проекта — поэтов и писателей — не случайно именно двенадцать. Число сакральное — столько ближайших учеников было у Христа, столько же «апостолов коммунистического рая» из поэмы Блока, давшей название выставке, «ведут Христа на расстрел». «Среди 12 героев выставки трудно найти даже двух единомышленников — отмечает директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак. — Это не те, кто идут строем. Все они по-разному смотрят на произошедшее в стране. Благодаря чему у нас есть стереоскопический, цветной и не грустный, хотя и трагический, образ русской революции». «Ясная, тонкая и наглядная, — отозвался о выставке Сергей Архангелов, директор Государственного музея Л.Н Толстого, подчеркнув ее связь с недавно завершившимся выставочным проектом «Квартирный вопрос». Елена Жук, директор Дома-музея Марины Цветаевой, поздравила создателей выставочного проекта «Двенадцать», отметив, что выставка «полно демонстрирует контекст русской революции».

«Мы хотели сделать акцент на ежесекундную, спонтанную, неосмысленную реакцию писателей на революционные события», — рассказывает куратор выставки Дарья Каверина. И богатая коллекция Гослитмузея — а на выставке нет ни одного заимствованного экспоната — позволяет продемонстрировать все разнообразие мнений, взглядов и позиций.

Впервые за долгое время после реставрации представлены оригиналы рисунков Владимира Маяковского — эскизы костюмов и декораций к пьесе «Мистерия-Буфф». «На одной из работ мы видим построенный Маяковским храм революции, — рассказывает Дарья Каверина.- Если присмотреться, можно увидеть купол, молящихся рабочих». В противовес Маяковскому -лиричные крымские пейзажи Максимилиана Волошина, пытающегося скрыться в искусстве от политических и социальных бурь. Распадающийся старый мир, стихия революции показана в иллюстрациях Юрия Анненкова к «Двенадцати» Александра Блока, вышедших в единственном прижизненном иллюстрированном издании поэмы в 1918 году.

Ужас и восторг, равнодушие и отвращение — весь спектр эмоций в документах, письмах, дневниках, стихах, картинах и музыке. Марину Цветаеву, встретившую октябрь 1917 года вдалеке от Москвы, разрывает страх за мужа: «Если Бог сделает это чудо — оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами как собака», ¬ ¬- пишет поэтесса в дневник, обращаясь к Сергею Эфрону. В витрине соседнего зала стихотворение «Сейчас», написанное размашистым почерком Зинаиды Гиппиус: «Как скользки улицы отвратные, / Какая стыдь! /Как в эти дни невероятные /Позорно жить!». Александр Вертинский как будто никак не реагирует на революцию, говоря, что на богему события в стране не повлияли. Однако в конце 1917 года пишет романс «То, что я должен сказать» начинающийся строками «Я не знаю, зачем и кому это нужно, Кто послал их на смерть недрожащей рукой?». На выставке представлены ноты к этому романсу, отпечатанные в том же 1917 году. Несхожесть индивидуальностей, судеб, дарований, по мнению создателей выставки, позволяет взглянуть на происходившее сто лет назад с различных, противоположных точек зрения.

В рамках выставки «Двенадцать. Русские писатели как зеркало революции 1917 года» будут проводиться специальные экскурсии, освещающие разные аспекты темы, творческие встречи и вечера, а также познавательные занятия для детей.

Юлия Глотова

Фото: © Иван Бевз


О выставке