Новости

В Доме Брюсова проходит выставка художника Giovanni

14 октября 2016

Отдел: Музей Серебряного века

Giovanni: «Поэзия Верхарна мне созвучна»

4 октября 2016 года в Музее Серебряного века открылась выставка «Поэзия в живописи. Верхарн — Giovanni». Молодой талантливый художник Иван Рытов, работающий под псевдонимом Giovanni, начал рисовать еще в школе, посещал Школу дизайна при МИЭТе, а с 2006 года стал серьезно заниматься живописью. Начиная с 2013 года в Москве состоялось уже более десяти его персональных выставок. «Книгу стихов Верхарна, в переводе М. Волошина, мне подарил брат, и эти стихи дали мне творческий импульс для создания своего представления о поэзии этого великого бельгийского поэта, причем представления, выраженного в живописи», — говорил на открытии Giovanni. «Валерий Брюсов много переводил Верхарна, принимал его в Москве, и поэтому вполне естественно, что такая выставка украшает выставочный зал рядом с кабинетом Валерия Яковлевича – его творческой лабораторией», – Такими словами поддержал художника заведующий музеем Михаил Шапошников. Он привел так же слова самого Брюсова: «Художник любит Верхарна за пламенную яркость его образов, за дерзостную смелость его метафор, за живую картинность его описаний и изображений, встающих перед глазами столь же отчётливо, как если бы они были написаны красками на полотне». Выступили на открытии выставки и искусствовед Ира Голуб и куратор выставки Елизавета Костаки.  
Экспонируемые произведения демонстрируют широкий спектр творческих исканий и техническое многообразие художника. Иван работает и пастелью, и маслом на холсте. Иногда его пастель имитирует масляную живопись. Также художник работает на досках из ДСП.
Отдельные работы Giovanni объединены в тематические коллекции, вдохновленные поэзией Волошина, Лермонтова, творчеством Толкиена, «Старшей Эддой», мифологическими и историческими сюжетами.
По мнению искусствоведа Георгия Николаева, работы, выполненные на бумаге сухой пастелью более графичны, чем живописны. Черные, четко очерченные силуэты «Рыбаков», черные сети и ветви деревьев сочетаются с бесформенными и бесцветными клочьями тумана. Например, в работе «Ветер», где способом наложения и формой штрихов очень точно отображено беспорядочное движение: клочьев облаков, опавших листьев, лохмотьев тряпок и ворохов соломы. Особо привлекает внимание диптих «Нищие». Здесь работа Ивана приближается к той форме, которую сам Giovanni называет «рисованием» (в отличие от рисунка или живописи).
В этой «нарисованности», по мнению Г. Николаева, – осознанные «хаотичность», «беспорядочность» и «бесформенность» поэтики Верхарна.
Для работ, выполненных пастелью на холсте, как замечает Г. Николаев,  характерна бесконечная борьба между светом и тьмою — «холодной и унылой», «ужасом ночным», тенью бесформенной. Эффект электрического света в зимнем ночном пейзаже «Мельник» связывает «сельские» и «городские» мотивы Верхарна и переносит действие в наше время. В картине «Лихорадки» использованы «металлические» краски. Этим, по мнению искусствоведа, подчеркнуто противоречие между пламенным стихом Верхарна и безобразием некоторых его образов. Вышесказанному отчасти соответствуют слова Валерия Брюсова о том, что Верхарн «раздвинул пределы поэзии так широко, что вместил в нее весь мир».   

Выставка работает до 1 ноября 2016 года.