Новости

Форум литмузеев: новые подходы музеефикации литературного наследия

17 декабря 2015

Второй день Международного форума литературных музеев начался круглым столом «Литературное наследие: новые подходы музеефикации и экспонирования». В роли модератора выступил директор ГЛМ Д.П. Бак. Он поставил вопрос о том, как добиться, чтобы литературные музеи стали экспертами в области литературы – такими же, какими в области живописи являются картинные галереи. Ведь если известный музей приобретает полотно какого-либо художника, это становится признанием его высокого уровня успешности. Литературные музеи, как правило, работают с тем, что канонизировано намного раньше: десятки, сотни лет назад. А что делать с современной литературой? Кого из современных писателей будут читать через сто, двести лет? Чтобы литературные музеи были экспертами в области современной литературы, необходимы новые оригинальные решения. К примеру, такие, как проект ГЛМ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Ручная работа: рукописные книги современных поэтов».

Художник, куратор выставок бюро «АртТерра» Олег Николаев и заведующая отделом «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» ГЛМ Анна Рудник рассказали о брендовой выставке ГЛМ в Год литературы «Россия читающая», проходившей в Государственном музее А.С. Пушкина. Выставка позволила взглянуть на литературный процесс с необычного ракурса – глазами читателя. Были показаны произведения, популярные в различные эпохи; пути, которыми писатели шли к своей популярности, методы, с помощь которых продвигалась литература от автора к читателю.
Проблема представления в экспозиции литературных текстов решалась различными оригинальными способами: были показаны книги, которые читали герои книг, записки читателей к писателям, голоса писателей в наушниках, витрины-столы с выдвижными ящиками, вагон метро – образ «самого читающего вида транспорта». По словам организаторов, приятной неожиданностью стало для них то, что в «темной комнате», где посетителям было предложено 40 вопросов про чтение, ответы на которые следовало писать мелом на стенах и потолке, не осталось ни сантиметра свободного места.

Куратор Алексей Рымарь и художник Ксения Филатова. Доклад о выставке «Воображаемая квартира Алексея Пешкова».
Случилось так, что квартира Горького и музей были уничтожены и восстановлению не подлежали: не нашлось ни одного человека, который бы помнил, как они выглядели. Создатели нового музея решили сделать интерактивную экспозицию, которая отражает внутренний мир писателя, его стремления, мечты и самое главное – жизненные стратегии.
Это взаимодействие нескольких пространств: на пространство реальной квартиры накладываются пространства социальное, ментальное (мысли, проекты, идеи) и пространство художественного мира писателя. «Для нас самым важным в жизни Горького показалась его романтическая интенция не принимать никакой факт действительности как завершенный», – говорил А. Рымарь. В экспозиции нет места сторонним наблюдателям: все посетители – равноправные участники процесса превращения «мастерового малярного цеха Алексея Пешкова» во «всемирно известного писателя Максима Горького».

Директор Государственного Музея Михаила Булгакова (г. Москва) П.В. Мансилья-Круз. О проекте «Слова и вещи: открытая коллекция».
Пространство квартиры Булгакова очень сложно с точки зрения подлинности и мемориальности. По словам Петра Мансилья-Круза, вся квартира Булгакова выражает собой инсценированную идентичность. И суть выставки в том, чтобы показать подлинные вещи в новом свете, достать из архивов те предметы, которым в обычной экспозиции не нашлось места, и устроить литературную игру, в которой посетитель может двигать предметы, создавая из них свои мир Булгакова.

Заведующая отделом Национального музея Республики Татарстан «Литературный музей Г. Тукая» (г. Казань) Г.Ф. Тухватова. О создании новой экспозиции музея Габдуллы Тукая.
Гузель Тухватова рассказала историю создания Литературного музея Татарстана. Основное внимание было сосредоточено на личности национального татарского поэта Г. Тукая, жившего в конце XIX века. Он прожил всего 27 лет, но его произведения стали достоянием мировой культуры. Здание Литературного музея Тукая не связано с биографией поэта, но было построено в XIX веке и создает атмосферу того времени. Литературная экспозиция размещена в четырех залах, где представлены личные вещи, рукописи и книги татарского классика.