Новости

Отношения музея и посетителя обсудили на Международном форуме литмузеев

15 декабря 2015

11 декабря в рамках Международного форума литературных музеев в Государственном музее Л.Н. Толстого состоялся круглый стол «Новый этап отношений: музей и посетитель». Модерировала встречу Т.В. Гафар, директор Московского центра музейного развития.

Проблема взаимодействия музея и посетителя была рассмотрена с разных сторон: Т.В. Новоселова, менеджер творческих проектов Дома-музея М.И. Цветаевой (г. Москва) рассказала о музейной коммуникации на примере проекта «Новоселье, или Домовый дневник Марины Эфрон», который стал победителем XI грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Технологии музейной экспозиции». У проекта достаточно необычный формат: в музее прошли девять перформансов, которые были сняты на видео и стали контентом мультимедийной экспозиции. «Однако проект не о самом контенте и не об экспозиции, а о музейной коммуникации», – отметила Т.Н. Новоселова.

Отдельное внимание было уделено экскурсионному формату: И.А. Ерисанова, зав. отделом ГЛМ «Дом-музей Б.Л. Пастернака», рассказала о работе с посетителями на примере проекта «Неотменяемая экскурсия». «Двадцать два года наш музей жил замкнутой жизнью и обслуживал в основном экскурсии, которые привозили туристические группы. Мне всегда это казалось неправильным, и я поняла, что нужна какая-то провокация, чтобы человек захотел прийти. Мы нашли день и час, когда человек, пришедший к нам, даже если он один, сможет получить полноценную экскурсию – не просто по дому, а экскурсию тематическую, о почти неисследованных вещах. Сейчас у нас около двадцати тематических экскурсий, и это не предел», – рассказала директор дома-музея.

М.М. Краснова, зам. директора Государственного музея В.В. Маяковского по работе с аудиторией (г. Москва) рассказала о том, как в условиях закрытой экспозиции музей может вести полноценную работу с самими разными посетителями на примере проекта «Пять фактов об Америке». Проект был уникален там, что проводился в нетипичных для музея условиях – в московских торговых центрах, и оказался очень успешным, будучи популярным даже у людей, очень далеких от русской литературы – таких, как дети мигрантов.

О том, как музей работает с подростками,  рассказала А.А. Соколова, зам. директора Музея А. Ахматовой в Фонтанном доме по развитию. «Долгие отношения с волонтерским движением подтолкнули нас к работе с подростками. Мы много лет делали детские выставки, а  потом решили сделать с подростками инсценировку. Она была построена на дневниках из социальных сетей, на их высказываниях. Одиночество, любовь, смерть – вот о чем они говорят и думают, а музей эти темы затрагивает не часто. Пространство литературы дает почувствовать, что ты не один».

О.В. Синицына, искусствовед, независимый эксперт по музейному и библиотечному развитию и международному культурному сотрудничеству (г. Москва) рассказала о том, как реализуется работа с посетителями у зарубежных коллег – в музеях Великобритании. «Там, конечно, тоже стоит вопрос – что первично, хранение или представление коллекции, все это прописано в документах, но они четко на него отвечают: коллекции хранятся для того, чтобы люди, живущие сейчас, лучше понимали сегодняшний день, понимали, что было в прошлом, понимали свою страну, мир вокруг человека».

А.Д. Рапопорт, доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург) на примерах петербургских литературных музеев рассказала о критериях оценки качества музейно-педагогической деятельности, о том, как важна гибкость формата и творческий подход.