Новости

К столетию ухода из жизни Гумилева и Блока в ГМИРЛИ открылась выставка «Мгновенный век…»

27 августа 2021

Отдел: Музей Серебряного века

26 августа в Музее Серебряного века открылась выставка «Александр Блок. Николай Гумилев. Мгновенный век». Август 1921 года стал роковым и для Блока, и для Гумилева, они оба ушли из жизни сто лет назад. По словам заведующего Музеем Серебряного века Михаила Шапошникова, именно тогда начался стремительный закат эпохи Серебряного века.

Выставка основана на материалах из собрания ГМИРЛИ имени В. И. Даля. На ней представлены фотографии Блока и Гумилева, их рукописи, прижизненные публикации в журналах «Аполлон» и «Весы», сборники стихов, афиши совместных поэтических вечеров, портреты работы известных художников Серебряного века. Блок и Гумилев — петербуржцы, многие связанные с их именами артефакты хранятся в их родном городе. При этом в фондах ГМИРЛИ имени В. И. Даля собрана впечатляющая коллекция раритетов. Например, мало известен представленный на выставке портрет Блока в военной форме, при виде которого сразу вспоминается известная фраза Гумилева о том, что посылать таких, как Блок, на фронт — «всё равно, что жарить соловьёв». Выставка получилась довольно камерной, но все её экспонаты — документы эпохи.

Михаил Шапошников поделился личными воспоминаниями, связанными с именами двух великих поэтов: «Мое первое знакомство с Гумилевым пришлось на 1983 год, когда Николай Степанович был еще полузапрещен, его практически не издавали. У моего соседа по дому хранились пожелтевшие тетрадки с переписанными чернильным пером стихами поэта. Александра Блока издавали много, не только поэму „Двенадцать“, но и, например, „Пушкинскому Дому“, где меня поражали строчки с иной, горькой оценкой времени: „Пушкин! / Тайную свободу / Пели мы вослед тебе! / Дай нам руку в непогоду, / Помоги в немой борьбе!“. Мне странно было видеть эти стихи напечатанными: получается, издатели даже не понимали их смысла».

На вернисаже выступил поэт, сотрудник ГМИРЛИ Юрий Цветков. В 1990-е годы он взял интервью у сына Николая Гумилева Ореста Высоцкого, о котором известно куда меньше, чем о его сводном брате, философе Льве Гумилеве. «Николай Степанович в перерыве отношений с Анной Ахматовой познакомился в „Бродячей собаке“ с петербургской актрисой Ольгой Высотской. Их роман продолжался около года, и в 1913-м родился Орест Николаевич. Отца своего он никогда не видел. Орест Николаевич разделил судьбу многих в своем поколении: был арестован и сидел в тюрьме, по иронии судьбы оказавшись в одно время буквально в соседних камерах со своим сводным братом Львом Гумилевым, воевал в Великую Отечественную, правда, отношения к войне как к приключению и празднику, свойственного Николаю Гумилеву, от знаменитого отца не унаследовал, вспоминал её, как нескончаемый ужас. После войны Орест Николаевич стал кандидатом экономических наук. Последние годы жизни провел в Молдавии, куда к нему и внукам переехала мать. Оба похоронены в Тирасполе. Их потомки и поныне живут там. Не будучи филологом, всю жизнь посвятил своему отцу: собирал о нем материалы, участвовал в подготовке одной из первых публикаций стихов поэта в 1980-е в Кишиневе и материалов о поэте „Золотое сердце России“ (Кишинев, Литература артистикэ, 1990), выпустил его подробную биографию и хронику рода Гумилевых.

Сегодня в Санкт-Петербурге существует музей Гумилева. Но не Николая Степановича, а его сына Льва Николаевича. Он расположен в квартире, где когда-то жил Лев Гумилев с женой Натальей Симоновской. Симоновская завещала квартиру городу, но так сложились обстоятельства, что с 1992-го по начало 2000-х замысел о создании музея-квартиры не удавалось осуществить. Музей открыли только в 2004 году, он стал филиалом Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме».

Председатель Гумилевского общества Ольга Медведко рассказала о том, что удалось сделать за последние несколько лет в память о поэте: «К сожалению, ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет памятника Гумилеву. Только сто лет спустя после его гибели нам удалось получить разрешение на установку такого памятника, правда, в Кронштадте. В Бежецке есть дом, где жили все Гумилевы после революции 1917 года. Совсем недавно мы всем миром собрали деньги, выкупили две квартиры в этом доме и создали в них музей, посвященный поэту. Известно несколько предполагаемых мест, где мог быть расстрелян Гумилев. Во всех этих местах установлены фотографии поэта, а его поклонники ежегодно в августе приезжают туда, приносят цветы, читают стихи».
Выставка работает до 29 октября. Расписание лекций и кураторских экскурсий смотрите на нашем сайте.

Текст: Константин Чупринин

Фото: Тимур Голдман