Новости

Открылась выставка «Портреты Надежды Мандельштам. Дар Бориса Мессерера»

16 мая в центральном здании ГМИРЛИ имени В. И. Даля на Зубовском бульваре, в Музее истории литературы XX века открылась выставка графических портретов Надежды Яковлевны Мандельштам, созданных народным художником Российской Федерации Борисом Мессерером. Выставка служит тематическим дополнением экспозиции Музея истории литературы ХХ века «Улица Мандельштама: Осип и Надежда».

На вернисаже выступили художник Борис Мессерер; председатель Мандельштамовского общества, директор Мандельштамовского центра НИУ ВШЭ, куратор экспозиции «Улица Мандельштама…» Павел Нерлер; директор ГМИРЛИ имени В. И. Даля Дмитрий Бак и главный хранитель музея, куратор выставки «Портреты Надежды Мандельштам…» Дарья Каверина.

Дмитрий Петрович Бак сказал, что, несмотря на «череду выставок, это событие имеет особое значение». Он принес благодарность одному «из трех главных героев» события — Борису Асафовичу Мессереру, который преподнес в дар множество ценных для музея предметов, составивших выставку портретов Н. Я. Мандельштам, в том числе материалы, которые смогут лечь в основу изучения русской культуры 1960-х годов. Дмитрий Бак подчеркнул важность личности Надежды Яковлевны для музея — на экспозиции «Улица Мандельштама…» ей посвящена отдельная «комната».

Борис Асафович в своем выступлении делился воспоминаниями об общении с Надеждой Яковлевной Мандельштам и рассказывал о ярких эпизодах их знакомства. Он говорил об окружавших ее людях, о ее книгах и реакции на них общественности. Борис Асафович рассказывал, что пытался рисовать ее украдкой, когда она с кем-то беседовала, и что она много курила, отчего ее образ становился романтичным и загадочным. Б. А. Мессерер также говорил о важной роли Надежды Яковлевны в сохранении творчества О. Э. Мандельштама: «она была принципиальной, отстаивала свою принципиальность, отстаивала право Мандельштама на равное отношение». «Она помнила все стихи Осипа Эмильевича, могла их донести и донесла, запомнила и сделала прижизненный подвиг служения этому человеку». В конце выступления он добавил: «их нельзя разъединять, как в названии вашей экспозиции».

Павел Маркович Нерлер рассказал, как он заинтересовался творчеством Мандельштама и как познакомился с Надеждой Яковлевной Мандельштам, говорил об опыте общения с ней и о своей первой статье, посвященной прозе Мандельштама. Он отметил, что для него большая честь иметь возможность выступать «на этой выставке, на перекрестке Вашего [Мессерера] творчества и судьбы Надежды Яковлевны». Павел Маркович пожелал успеха выставке и отметил, что хотел бы поместить портреты Надежды Мандельштам руки Бориса Асафовича в готовящийся сборник материалов о ней.

Дарья Владимировна Каверина говорила о музейной «традиции, когда один проект привлекает к себе вещи для другого проекта», именно в рамках этой «традиции» и возникла выставка портретов Надежды Мандельштам. Дарья Каверина поблагодарила собравшихся гостей и провела кураторскую экскурсию по выставке.

Текст: Марин Татарникова

Фото: Иван Бевз