Новости

Круглый стол «Литературные музеи и литературный процесс: современные вызовы и тренды»

7 декабря 2020

17 ноября 2020 года на онлайн-платформе Zoom при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям прошел круглый стол Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Литературные музеи и литературный процесс: современные вызовы и тренды».

Идея круглого стола — объединить представителей литературных музеев, литераторов и издателей, чтобы обсудить точки соприкосновения литмузеев с современным литературным процессом. Исторически сложилось, что классические музеи ориентированы на прошлое, актуальная культура и общественные процессы нередко оказываются за пределами их интересов. Коллаборация литературных музеев с издательствами, организация совместных фестивалей современной литературы, выставок и презентаций носят временный проектный характер и лишь подтверждают инаковость подходов к восприятию книжной культуры. Условия пандемии и карантина изменили привычные нормы общественного поведения, вынужденная изоляция усилила обособленность одних людей, а для других, благодаря всеобщему выходу в онлайн, сделала условными государственные границы и расстояния. Как эти изменения отразились на книжной индустрии и мире литературных музеев: произошло ли сближение или отдаление интересов, понимание своих ролей в жизни общества? Поменялся ли интерес к чтению в условиях самоизоляции, какие темы и форматы работы музеев оказываются востребованы посетителями, какие инструменты используют музеи и издательства, чтобы удержать свою аудиторию?

В круглом столе принимали участие Джеймс Бредберн, Адриано Риголи, Марко Капачиоли, Анна Соколова, Наталья Ашимбаева, Евгений Богатырев, Олег Лекманов, Григорий Служитель и Елена Шубина. Модератором беседы выступил директор ГМИРЛИ имени В. И. Даля Дмитрий Петрович Бак.

Дмитрий Петрович кратко охарактеризовал темы обсуждения и озвучил вопросы, на которые участникам предлагалось ответить: какова реакция книжного рынка и литературных музеев на пандемию? Изменились ли вкусы читателей и посетителей? Нашла ли тема пандемии свое отражение в издательских и выставочных проектах? Требует ли тема изоляции осмысления со стороны культурных учреждений и книжной индустрии? Есть ли разница для издательств в проведении мероприятий на коммерческих или некоммерческих культурных площадках? Как участники круглого стола видят идеальное и максимально продуктивное сотрудничество между музеем и автором, издательством, критиком? Как музей классической литературы может быть включенным в современный литературный процесс?

Первым слово взял Джеймс Бредберн, директор Пинакотеки Брера и Национальной библиотеки Брайденсе в Милане, который высказал мнение, что не нужно разделять современную и классическую литературу, так как особую важность для музеев имеет процесс творчества и создания произведения, контекст, в котором существовал автор и был написан тот или иной текст. Джеймс Бредберн отметил, что особенный интерес представляют собой мемориальные пространства, в которых жили и творили великие люди, потому что именно там можно проследить, какие факторы влияли на их творчество и жизнь, из каких источников они черпали вдохновение. Также он говорил, что не имеет значения, литературный это музей или музей изобразительного искусства, так как без знания культуры, без чтения произведения невозможно будет понять ни автора полотна или текста, ни смысла, который вкладывался автором в его шедевр.

Процесс взаимодействия издательств с культурными площадками осветила Елена Шубина, редактор, издатель, руководитель «Редакции Елены Шубиной» издательства «АСТ». Она рассказала о мероприятиях, направленных на продвижение какой-либо книги, о проектах и режиме работы издательства в период самоизоляции. Елена Данииловна подчеркнула, что издательство старалось поддерживать прежний темп и объем работы, что и до пандемии и закрытия книжных магазинов, а также проводить множество онлайн-мероприятий и проектов, в том числе и сотрудничая с ГМИРЛИ имени В. И. Даля. Издатель отметила, что вкусы читателей после изоляции не изменились, они остались верны своим предпочтениям. Также и особого типа рефлексии в крупных литературных формах о пандемии, по мнению Е. Шубиной, пока не появилось, но она рассказала о новинках издательства, о близких к пандемии тематиках и их отражении в новейшей литературе. В заключение Елена Шубина отметила, что ей хотелось бы, чтобы взаимодействие издательства, музеев и литераторов было более продуктивным и интерактивным.

Дмитрий Петрович передал слово итальянскому коллеге, президенту Национальной ассоциации мемориальных домов Италии Адриано Риголи для рассказа о работе ассоциации и музеев в период пандемии. Адриано Риголи подчеркнул, что в Ассоциацию мемориальных домов Италии входят как дома писателей, так и художников, скульпторов и ученых, но все они в данный момент закрыты для посещения.

Он упомянул знаменитое произведение Джованни Боккаччо «Декамерон», крайне актуальное сегодня, и сказал, что сейчас всему миру необходимо объединить силы и извлечь пользу из сложившейся ситуации. Адриано Риголи представил действующие и готовящиеся проекты ассоциации, в которые входят запуск YouTube-канала, публикация виртуальных экскурсий по музеям, создание портала для онлайн-покупки билетов в музеи по всей Италии, который в дальнейшем планируется расширить и включить билеты в музеи других стран. Он упомянул о важном готовящемся проекте Марко Капачиоли — выпуске книги о взаимоотношении великих людей с едой.

Литературовед Олег Лекманов рассуждал, что происходит с современной литературой, когда она приходит в музей. По его мнению, самый простой и важный формат взаимодействия современного литератора с музеем — это выступления писателя перед своими читателями. Особенно ценный, когда в музее сложилась определенная традиция проведения подобных мероприятий, что создает впечатление взаимодействия автора с мемориальным пространством. Также Олег Лекманов считает интересными интерактивные мероприятия, когда выступающие могут взаимодействовать с экспонатами напрямую.
Вице-президент Национальной ассоциации мемориальных домов Италии Марко Капачиоли рассказал, как пандемию переживают культурные институции в Италии, оценил уровень культурного развития жителей страны, отметил необходимость ликвидации культурной неграмотности общества. В заключение он выразил надежду увидеть всех участников круглого стола лично в следующем году.

Директор Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырев говорил о жизни музея в период пандемии, о мероприятиях, проводимых в стенах мемориального пространства. Он выразил уверенность, что посетителям нужно давать возможность взаимодействовать с аутентичными предметами, с мемориальным пространством, а затем представил последние издания, выпущенные при участии московского музея А. С. Пушкина.

Писатель Григорий Служитель рассказал, что для него как для посетителя музей является, в первую очередь, чем-то эфемерным и идейным; задачей мемориальных музеев писатель считает подогревать интерес к культуре.

Директор Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского Наталья Ашимбаева выразила убежденность, что «музей может существовать и быть живым тогда, когда он связан с живым литературным процессом», подразумевая, что в стенах мемориальных домов должны происходить встречи с писателями, чтения и лекции. Она считает, что аутентичные предметы нередко теряют свою ценность, находясь вне мемориального пространства, поэтому их важно располагать в музеях.

Предложение подумать о том, чем в современном мире является литературный музей, поступило от Анны Соколовой, директора Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Она рассказала, что коллектив музея так сформулировал свою миссию: «актуализация роли литературного музея — дома поэта — как пространства для диалога, рефлексии о текстах и культуре XX–XXI веков». Анна Соколова подчеркнула, что для выхода в онлайн-формат музеям необходимо искать новые формы и решения, способные заинтересовать аудиторию.

В завершающей части конференции Д. П. Бак поблагодарил всех собравшихся за интересную дискуссию.

Текст: Марина Татарникова