Новости

Памяти Елены Благининой

27 мая в Доме И.С. Остроухова в Трубниках прошла презентация книги «Елена Благинина. Стихи. Воспоминания. Письма. Дневники: В 2 т.», приуроченная ко дню рождения этой замечательной детской писательницы (1903 – 1989).

Вместе с Самуилом Маршаком и Корнеем Чуковским Елена Александровна стояла у истоков создания отечественной детской литературы. Наверное, до сих пор большинство из нас помнит строчки из стихотворения: «Мама спит, она устала / Ну и я играть не стала».

В своем вступительном слове научный сотрудник ГЛМ Наталья Реброва рассказала о выставке, приуроченной ко дню памяти Благининой. На ней были представлены творческие материалы, книжные издания, письма, фотографии, мемориальные предметы и портреты писательницы, исполненные художниками Т. Оранской и Т. Мавриной. Затем слово было предоставлено Татьяне Николаевской, составителю предлагаемой  читателям книги. «Елена Александровна родилась на Орловщине. По окончании гимназии поступила в  Курский институт народного образования. Там же познакомилась с любителями поэзии, вскоре объединившимися в “Курский союз поэтов”. Ее творческий дебют состоялся в начале 1920-х годов и был отмечен столичной критикой. Этот первый успех резко изменил ее судьбу. Елена Благинина устремилась в Москву, в Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова», – рассказала она.

По окончании института Благинина не сразу нашла свое место в литературе. Известность пришла к ней в начале 1930-х годов. Звонкость и простота стихов, опубликованных в журнале «Мурзилка», сделали ее популярной среди самой массовой читательской аудитории на долгие десятилетия. Заметный след оставила она и в искусстве художественного перевода. «Что касается ее “взрослой” лирики, – заметила Татьяна Николаевская, – то Елена Александровна относилась к себе крайне взыскательно, неукоснительно соотнося масштаб своего дарования с абсолютными величинами русской поэзии. И только перешагнув порог шестидесятилетия, она рискнула отобрать свои “взрослые” стихи для публикации избранного – двух небольших сборников».


Ставшие библиографической редкостью стихи Елены Благининой были включены в книгу «Заметы сердца...» наряду с не публиковавшимися ранее произведениями. В издание также включены воспоминания писательницы о её муже, поэте Георгии Оболдуеве, чье оригинальное творчество на долгие годы было отгорожено советской цензурой от читателей. Яркие и живо написанные воспоминания воссоздают широкую панораму литературной жизни с 1920-х до 1950-х годов. Они содержат интересные сведения о сотрудниках издательства «Детская литература», портретные характеристики современников и известных литераторов.

Еще один раздел книги посвящен эпистолярному наследию Елены Благининой. В нем представлены ее письма к редактору Детгиза Г.Л. Эйхлеру, художнику-кукольнику Е.Т. Беклешовой и режиссеру игрового и документального кино О.П. Улицкой. Второй том издания представляет собой публикацию дневников писательницы.  «Она обращалась к дневникам на протяжении всей своей жизни, но сохранились только дневниковые записи, которые Елена Александровна вела с 1941 года и до начала 1980-х годов, – продолжила свой рассказ Татьяна Николаевская. – Сложность работы с с ними заключалась в том, что сама Елена Александровна не предполагала их публикацию - поэтому многие из упомянутых в них лиц скрывались за домашними прозвищами и разного рода шутливыми псевдонимами, которые придумывала для них Благинина».

Своими воспоминаниями о поэте поделилась с гостями вечера и Елена Колат, художник Центрального театра кукол имени С.В. Образцова: «Елена Александровна часто устраивала дружеские посиделки, знаменитые “четверги” и читала на них прекрасные стихи Мандельштама, Цветаевой, Георгия Оболдуева и многих других поэтов».

Татьяна Николаевская& отметила, что у Благининой было необычное качество притягивать к себе талантливых людей. Кроме уже названных, она дружила с Арсением Тарковским, благоговела перед Борисом Пастернаком и Анной Ахматовой. В 1940-е годы вела вместе с Корнем Чуковским и  Самуилом Маршаком студию молодых поэтов и очень переживала за их творческую судьбу. «В Елене Александровне, – уверена составитель ее книги, – удивительным образом сочетались скромность, отзывчивость, глубина, а также самоирония и ироничное отношение ко всему происходящему».

Литературный опыт, опиравшийся на органическое соединение традиций классической поэзии и устного народного творчества, оказался настолько успешным, что определил её дальнейшую творческую судьбу. Работая на протяжении всей жизни в детской литературе, она написала много стихов, сказок, баллад и потешек. Некоторые её книги были переведены на другие языки, лучшие из них со временем вошли в отечественный фонд детской книги наряду с произведениями Корнея Чуковского и Самуила Маршака.