Новости

В Доме В.Я. Брюсова проходит фотовыставка «Параллельное студенчество»

24 января 2019

Отдел: Музей Серебряного века

История и современность Московского университета

11 января в Музее Серебряного века открылась выставка «Параллельное студенчество», посвященная истории МГУ имени М. В. Ломоносова. Концепция выставки отражает очевидные параллели между различными историческими эпохами, которые можно проследить благодаря представленным материалам: от чертежа университетского здания 1785 года до фотографий 1940–60–х годов из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля и из личной коллекции выпускницы МГУ 1955 года и одного из наиболее уважаемых сотрудников музея Елены Дмитриевны Михайловой. Параллельно представлены фотографии Вячеслава Орлова, студента МГУ. «Его работы уже не впервые в этих залах. Для нас отрадно, что Слава родной для нас человек. Сегодня очень много людей, недовольных жизнью, с мрачными мыслями, а Вячеслав — человек, показывающий то, что ему интересно, он учится, он позитивен. Сочетание старинных артефактов и абсолютно новых вещей всегда было характерно и для Валерия Брюсова, в доме которого мы находимся, — сказал на вернисаже заведующий отделом ГМИРЛИ «Музей Серебряного века» Михаил Шапошников. А закончил он свою вступительную речь знаменитыми словами Брюсова — «только грядущее — область поэта», удивительным образом подходящими к выставке.

Куратор выставки, научный сотрудник ГМИРЛИ имени В. И. Даля Елизавета Костаки говорила о 50–60–х годах ХХ столетия. Именно в стенах МГУ, на одном из факультетов (биофак) зародилась бардовская песня. По ее словам, и современный театр начался в стенах Московского университета. «Ролан Быков и Марк Розовский основали первый в Советском союзе Студенческий театр. Связан МГУ и с Литературным музеем: лингвист и преподаватель МГУ Виктор Дувакин перевез в 1938 году в Москву из Ленинграда большую часть аудиозаписей фонотеки голосов поэтов Серебряного века. А на своих кураторских экскурсиях я обязательно расскажу разные интересные вещи из истории Московского университета, например, о фотографии, где изображена Анна Ахматова и ученый Александр Реформатский. Эта история связана с произошедшим в их жизни конфликтом», — рассказала Елизавета Костаки.

«Выставка готовилась в период подведения итогов года и последующих праздников. Я хочу сказать слова благодарности коллегам из Литературного музея, рабочей группе выставки и тем, кто помогали советом или консультацией: художникам Евгении Ионовой, Алексею Мозговому, Наталье Романовой, далее — Василию Высоколову, Ольге Лындиной, Анне Багулиной, Анастасии Флеминг, Ольге Рябцевой, Виктории Евграфовой, Борису Соколовскому, Павлу Крючкову и многим другим. Они быстро находили нужные материалы, мы могли получить важную информацию от нашего коллеги, который, например, в тот момент находился не в Москве, но мог и удаленно через интернет рассказать о той или иной нужной для выставки вещи. Жаль, что мы не смогли представить многое из того, что есть в богатейших фондах музея по истории МГУ, и все же мы показываем уникальные материалы. Например, копию чертежа здания МГУ 1785 года (подлинник находится в наших фондах). Интересно было «срифмовать» современные виды Кельнского собора, которые фотографировал Слава, с уникальными открытками Валерия Брюсова, привезенными из его первых путешествий по Германии: сейчас такого Кельна вы не увидите, город разбомбили во время Второй мировой войны и остался только Кельнский собор, который, по одной из версий, служил ориентиром для летчиков авиации союзников, — прокомментировала создание экспозиции ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ Моника Орлова.

Гость выставки, заведующий Музеем–квартирой Ф. М. Достоевского Павел Фокин отметил: «Я помню первую выставку Вячеслава Орлова в Литературном музее, она показала его интересным портретистом. Ему удалось передать очень сложную фактуру чужого человеческого лица, выявить с помощью фотокамеры особенности личности своего героя. Сегодня он себя показывает в жанре городского пейзажиста, а это особое искусство. Слава проявляет себя здесь как интересный фотохудожник, который чувствует и любит свой объект, подходит к нему творчески и выявляет его духовную сущность. Город, как говорят, это камни, стекло и бетон, но он все равно живет своей особенной жизнью, и я как исследователь мира Достоевского свидетельствую, что в романах классика Петербург это не только фон, но и полноценное действующее лицо. Хочу помечтать о том, что Слава когда–нибудь как–то творчески подойдет и к теме «Москва Достоевского», и мы покажем его работы у себя, в музее–квартире писателя в Москве». В заключение своего выступления Павел Фокин поздравил коллег с интересной выставкой, где собраны и соединены разные времена, люди, судьбы, прошлое и настоящее, а также отметил, что в этом и состоит главная задача музея — показать живую связь между прошлым и будущим.

Вячеслав Орлов поблагодарил заведующего Музеем Серебряного века и сотрудников ГМИРЛИ имени В. И. Даля и отметил, что у посетителей выставки появится уникальная возможность посмотреть экспонаты, связанные с историей этого старинного учебного заведения, а рядом в его собственных фотографиях увидеть современную студенческую жизнь. «В чем суть фотографии? Для меня это не только попытка выразить себя, но и желание «насытить» жизнь воспоминаниями», — заключил автор.

Елизавета Костаки и Вячеслав Орлов проведут кураторские экскурсии по выставке 26 января и 2 февраля в 16:00. Подробнее в афише Музея Серебряного века

Константин Чупринин

Фото: © Иван Бевз