Новости

Как Арбат стал территорией интеллигентов? Лекция Рустама Рахматуллина

27 мая 2018

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

24 мая в Доме-музее А. И. Герцена прошла встреча с писателем, журналистом, москвоведом и одним из организаторов движения «Архнадзор» Рустамом Рахматуллиным. Лекция «Топография интеллигенции» была посвящена истории расселения интеллигенции в Москве. Рассматривая формирование города не просто как стечение исторических обстоятельств, но как следствие определенного промысла, Рустам Рахматуллин предложил любопытную теорию о том, как и когда зародился миф «Арбат — район интеллигенции».

Но прежде — разобраться в терминах. Что такое интеллигенция? Таинственный слой общества, определение которого колеблется от отрицательного до крайне положительного. «Орден, объединенный идейностью задач и беспочвенностью идей» — такую характеристику дает русский философ Георгий Федотов в статье «Трагедия интеллигенции». Это определение, по мнении Рустама Рахматуллина, близко современному использованию слова «либеральный», которым сегодня характеризуют разных людей вне зависимости от их политических убеждений. Чуть позже, в советский период, обязательно «трудовая интеллигенция» (подчеркнуто деятельная, работающая в поте лица наравне со всем советским народом). Сегодня в понимание большинства носителей языка «интеллигентный» значит «образованный, порядочный, воспитанный». Хотя наравне с этим существует почти издевательское слово «интеллигентский», которое, по мнению Рустама Рахматуллина, близко «веховскому» определению.

«Кузнецкий мост и вечные французы», военное Лефортово, граф Брюс и Сухаревская площадь, арестантская Таганка — все это локальные мифы, некоторые из них давно уже не считываются. Но Арбат и Приарбатье и сегодня воспринимаются как «пространство интеллигентского места». По мнению Рустама Рахматуллина, «миф требует постоянного обновления», и в том представлении, что Арбат по-прежнему точка, где живут интеллигенты, во многом заслуга Булата Окуджавы, «поющего поэта с гитарой». Но как зародился этот миф? Ведь существовал он и раньше, до того как эту улицу в середине прошлого века воспел бард. По мнению Рустама Рахматуллина, своей мифологией Арбат обязан опричнине. Иван Грозный в 1575 году «отрекается» от престола, возводит на него Симеона Бекбулатовича и бежит из Кремля на территорию нынешнего Арбата и Приарбатья. Иван Грозный себя называет Иванец Московский, тем самым провозглашая, что Арбат и есть настоящая Москва, в противовес Кремлю. Опричный двор, фронда против Кремля — это пролог современному Арбату. А сама опричнина по своей сути близка к интеллигенции в «веховском» понимании: «морализирующий нигилизм», «педократия», «безрелигиозное отпадание от государства».
Рустам Рахматуллин анализирует историю Москвы, прислушиваясь к «памяти пространства». Именно так он приходит к парадоксальному выводу: своей репутацией места, где живут интеллигенты, Арбат обязан одному из самых кровавых и жестоких царей.

Юлия Глотова

Фото: © Иван Бевз