Новости

«Берегу утопии» десять лет

16 апреля 2018

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

6 апреля в Доме-музее А. И. Герцена праздновали 206-ю годовщину со дня рождения писателя. В этот день открылась выставка выдающегося художника Станислава Бенедиктова, приуроченная к десятилетию легендарной постановки пьесы Тома Стоппарда «Берег утопии» на сцене РАМТ. Сценограф-новатор, один из самых видных художников нашего времени подчеркнул, что выставка при всей её скромности очень полно соединяет пространства спектакля и Дома Герцена.

Станислав Бенедиктов и Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТ, рассказали о непростой работе над постановкой: интуитивно чувствовалось, что в трилогии Тома Стоппарда таится что-то прекрасное, запредельное, но долго было неясно, как это поставить. Только когда стало понятно, что три части спектакля — это юность, зрелость и старость, только когда удалось провести аналогии с собственной жизнью, стали появляться первые образы. Художник рассказал, как к нему пришел образ палубы: «Я вспомнил философский пароход, палубу — она деревянная, вся Россия деревянная, и ее пространства огромны… Так эта палуба глубоко врезалась в наш зал. Потом появились плоскости, как паруса или как скрижали, на которых расположены тексты Герцена, Огарева и других…». Макет этой декорации представлен на открывшейся выставке.

Алексей Бородин заметил, что пространство, которое всякий раз сотворяет Станислав Бенедиктов, куда он как режиссер должен войти, всегда чудо, всегда особый мир со своей энергией. И в этот мир дают возможность погрузиться оригинальные эскизы художника, выставленные в музее.

Впервые в Дом Герцена Т. Стоппард пришел еще до постановки спектакля, в июне 2003 г. Перчаточка Коли, утонувшего сына Герцена, по его словам, эмоционально его потрясла. А затем он привел в музей и Алексея Бородина, который уже взялся за грандиозную постановку.

«Главная тема этой трилогии — очень русская: поиск смысла существования. В этом поиске люди бьются на смерть. Я убежден, что этот спектакль должны был сделать лично я и наш Молодежный театр. Работа была грандиозная и очень сложная, но я знаю, что в молодежной среде есть люди, которые ждут от театра не только воздействия на „первую сигнальную систему“, но и чего-то более глубокого, серьезного» — сказал на вечере Алексей Бородин.

На выставке «Берег Утопии» представлены не только фотографии сцен из спектакля, но и репетиционные моменты, первые встречи с Томом Стоппардом, его общение с труппой театра. Сцены из спектаклей позволяют сравнить их сценическое воплощение с историческими лицами (А. И. Герценым, Н. П. Огаревым, И. С. Тургеневым). Подлинные фотографии главных героев, представленных в трилогии (из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля), подтверждают связь времени. Яркие авторские афиши трех пьес — «Путешествие», «Кораблекрушение», «Выброшенные на берег» — сразу вводят посетителя в мощное пространство художника.

Актрисы РАМТа Нелли Уварова, Рамиля Искандер, Вера Зотова и Ксения Медведева, сыгравшие главные женские роли в трилогии «Берег утопии», специально для Музея представили небольшую театральную зарисовку, посвященную основным философским темам спектакля.

Органичной частью вечера стала музыкальная программа фонда «Арт-линия» во главе с Татьяной Малышевой, внучкой героя и поэта Мусы Джалиля. Юные музыканты, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, уже зарекомендовавшие себя как зрелые мастера, — Елизавета Малышева, Родион Шакиров, Михаил Митрофанов-Джалиль, Никита Коровин, — исполнили произведения эпохи Герцена: Шуберта, Баха, Бетховена, Листа.

Константин Чупринин

Фото: © Тимур Гольдман